Долгожданная Матильда: а если это трэш?

Неделя Нового Российкого кино « Regards de Russie »

Вокруг Матильды столько страстей кипело последние месяцы, что всем хотелось наконец увидеть ее воочию: на Парижской премьере кинотеатр « L’Arlequin » не мог вместить всех желающих. Так что пришлось добавить дополнительный сеанс. Сам герой, режиссер Алексей Учитель, не приехал, вместо него на вопросы зрителей отвечала верный продюсер всех его фильмов Кира Саксаганская. Несколько впечатлений от Дмитрия Корнилова (Dimitri Korniloff), сына русских эмигрантов, потомка адмирала Корнилова

 

        И что же? После просмотра кажется, что обсуждать соответствие виденного с историей возможно только в том случае, если искать истоки диснеевской принцессы Репонс или Авроры в реальных историях европейских монархий. Потому что перед нами типичный диснейленд, с размахом, красивыми картинками и великолепными актерами. Но посколько это кино не для детей, то учитывают также большой опыт Голливуда по созданию любовных мелодрам на исторические сюжеты, правда н-ой давности. Учитель создал театр страсти, декорациями для которого служат весьма условные реалии России начала прошлого века, роман наследника престола и балерины Кшесинской. Именно такой надуманной романтической любовной истории, как в старом голливудском кино, здесь подчинено все, включая бешеный ритм монтажа. Ведь главное- нагнетание эмоции, и чем более неправдоподобной будет история страсти, тем более захватывающей. Как когда-то описал это соучастие наивного зрителя поэт Симонов: «догнать, спасти, прижать к груди». Польская актриса Михалина Ольшанская чертовски обаятельна, в ней есть тот особый притягательный шарм, который больше красоты, французы называют его « du chien ». Наследник ( которого запросто все кому без исключения зовут домашним именем Ники), как и полагается в сказке, только страстный возлюбленный Матильды. Пылкая любовная история от Ольшанской и одного из лучших актеров Европы, Ларса Айдингера держит наше внимание от начала до конца. (Правда, самые удачные кадры только те, где исполнители играют без слов, потому что как только они начинают говорить, текст выходит такой шаблонный и схематичный, что приходится только поражаться – где достали такого сценариста? Особенно потрясает своей бессмысленной надуманностью персонаж поручика Воронцова, психопата, преследующего своей любовью Кшесинскую. Какая жалость видеть в этой клюкве Данилу Козловского). Да, но Мали, как называют ее наследник, а за ним и авторы фильма, только страсти мало: бесстрашная наша балерина и красавица, не считаясь с придворным этикетом и всякими другими странностями русского двора, хочет во что бы то ни стало соединиться с возлюбленным в законном браке. Ах, как часто случается в сказках, что прекрасная незанакомка -замарашка оказывается на самом деле принцессой из другого государства. И Матильде тоже по фильму ищут право на польский престол. Но не находят. И тогда, как и полагается романтическому герою, Ники готов все бросить к черту, долг, империю, невесту-принцессу, и да здравствует рай с милой!   


          Но. За кулисами нашего театрика страстей следит за всем происходящим  продюсер событий -начальник охранки, позволяющий себе думать за слабого царя: он то лучше знает, что нужно наследнику и империи. Поэтому, сначала с помощью злого колдуна-немца (зачем вляпался в эту быссмысленную роль худрук Шаубюне Томас Остермайер известно только Богу) пытаются изощренными метотодами узнать компромат на балерину от поручика, но, тот конечно, ни словом, ни духом не предаст свою любовь. А потом, с помощью того же влюбленного поручика красиво отделаться от интриганки. У начальника охранки, надо отдать ему должное, в фильме Учителя недюженный талант сценариста: он такую придумывает авантюрную интригу, чтобы остановить восхождение Матильды, что Голливуд отдыхает. Ники, как и положено, будет коронован.

        Злой колдун, который помогает коварной принцессе избавиться от прекрасной соперницы,  а оружием должен стать укол иглой. Это вам ничего не напоминает? Одетта и Одиллия, ну, конечно, Спящая красавица тоже – это Аликс бегает за Матильдой с иглой, чтобы взять ее кровь, которая нужна немцу-колдуну. В финале наш принц ради интересов государства отказывается от прекрасной Одетты и соединяется с глупой принцессой Одиллией. Правда, Одетта не погибнет так романтически, как героиня Чайковского, а всего лишь выйдет замуж за другого Романова, и это совсем не трагично – великий князь Андрей в фильме прекрасен, этакий чистый рыцарь из куртуазной традиции, готовый всем жертвовать ради любви друга и прекрасной дамы.

        Если пытаться сопоставлять с реальной историей Николая Романова сценарий и диалоги « Матильды », то это просто трэш- высоколобые зрители на просмотре саркастически смеялись. Судите сами. Император Александр настойчиво подталкивает своего сына и наследника, не мальчика уже, но мужа, связаться с балеринкой, специально отобрав для него фотографии Матильды «вот какая женщина тебе нужна, а не эта немка». С первой встречи с балериной наследник, как заядлый пошляк, тащит ее в койку. И, кажется, не было бы отпора очаровательной Мали, вся романтическая история могла бы и не сложиться. Влюбленный сумасшедший, поручик со звонкой фамилией Воронцов врывается к Николаю, чтобы убить соперника, без всякого доклада, как к банальному обывателю. Мариинка показана в лучших традициях водевиля: директор балетной труппы – персонаж сугубо комический, нравы здесь царят, как в дорогом кафешантане: соперница Кшесинской, итальянка Леньяни показана больше не как виртуозная балерина, а как опытная содержанка. Чего стоит сцена, в которой в антракте князь заламывает любовницу прямо в гримерке, почти срывая торжественную премьеру с присутствием императорской семьи. В спектакле, для пущего эффекта, балерин одели в пачки со светодиодами. Но сама Матильда, классическая балерина Мариинки, у авторов ассоциируется не столько с фуэте (есть и такие сцены), сколько с более впечатляющим романтическим танцем покрывал от основательницы танца модерн Лои Фуллер: именно так «пародирует» соперницу и Аликс. Аликс здесь – ревнивая недалекая провинциалка, а не утонченная принцесса, воспитанная при дворе королевы Виктории. Ну, и конечно, исторический Ники был в нее долго влюблен и долго добивался этого брака. Пуристы вспомнят, что она с императором говорила только по -английски, а не на нелепом русском иностранки, как в «Матильде». Вообще, бедный Аликс особенно не повезло, в картине Учителя это самый трешэвый персонаж после поручика.

        А двор императора? Да, очень эффектная сцена коронации в Успенском соборе, с которой фильм начинается и заканчивается, но боже, какие здесь лица у русской знати – такое ощущение, что кастинг для массовки проводили исключительно в сельской местности. Сам Николай -благородный и прекрасный принц (авторы даже придумали ему красивую сцену раскаяния после Ходынки) но, конечно, не будущий государь самой большой империи. Да, и про империю в фильме. Лучше и не вспоминать. Нельзя же считать этих вампучных пейзан, что по мановению палочки режиссера Учителя встречаются на пути следования царского поезда, русским народом? Список нелепостей можно было бы продолжать долго.
        В общем, фильм не исторический. А костюмная мелодрама удалась. Обыватель, от Парижа до Нью-Йорка, будет смотреть ее с радостью, сопереживая жгучим страстям русского императора и танцовщицы. Неплохо подошло бы название «Маля и Ники». Жаль только, что автор киновампуки – Алексей Учитель, которого мы помним другим.