19-й Вердиевский фестиваль в Парме

26 сентября-20 октября 2019Festival Verdi, Parma

В итальянском регионе Эмилия Романья Джузеппе Верди –национальный герой. В Парме нельзя  провести  20 минут, не увидев портрета композитора и не услышать его музыки, звучащей из  каждого кафе и ресторана.  Неудивительно, что   жители решили создать оперный фестиваль, посвященный своему земляку. Он  появился в 2001 году и в будущем году фестиваль Верди отметит свой 20-летний юбилей, который будет праздноваться одновременно с объявлением Пармы культурной столицей Европы. Новым музыкальным директором фестиваля с прошлого года  стал  известный итальянский дирижер Роберто Аббадо. В этом же году фестиваль получил престижную премию International Opera Awards 2018, опередив Зальцбург и Байройт.

Teatro Regio di Parma

В этом году фестиваль  открылся 26 сентября и продолжился до 20 октября. За эти недели публика услышала четыре оперы композитора и концерты его музыки, сольные и оркестровые. В сентябре в центре Пармы был организован парад в день рождения композитора, что создало карнавальную атмосферу, сопровождавшую фестиваль в течение всего времени.  

Во время фестиваля спектакли проходили в трех театрах.  Главный – Региональный оперный театр Пармы (Teatro Regio di Parma), за появление которого, кстати, нужно благодарить Марию-Луизу, австрийскую принцессу,  вторую жену Наполеона, после его низложения ставшую герцогиней Пармcкой. Другим фестивальным театром организаторы решили сделать старинную церковь Сан Франческо дель Прато (San Francesco del Prato), которая пустовала в течение 200 лет, после того, как ее разорил Наполеон, вторгнувшись в Италию.  Желая расширить географию постановок, организаторы фестиваля искали новые залы, отсюда идея использовать пространство этой церкви. 

Третьей площадкой фестиваля был оперный театр имени Верди (Teatro Giuseppe Verdi), расположенный в Буссето. Буссето –  небольшой город, в нем меньше 10 000 жителей, но он имеет длинную историю музыкальной традиции. Если идти по улицам города, на нескольких домах нельзя не заметить мемориальных досок,  которые отмечают  годы, в которые тот или иной певец жили в этом городе. Там есть дом-музей Верди, в котором он жил до приобретения поместья вблизи города,  собор, в котором Верди  служил органистом, музей Ренаты Тебальди,  дом- музей Антонио Барецци- покровителя Верди и его тестя. Верди родился в деревне Де Ронколе, недалеко от Буссето, а впоследствии  построил здесь виллу, прикупил большое количество гектаров. Конечно, Верди много путешествовал, о чем свидетельствует  коллекция экипажей, выставленная в его доме-музее. До появления железной дороги передвижения по Европе были нелегкими.  Но Верди это не останавливало. Он жил в Париже, в Милане, дважды добирался до Санкт-Петербурга, когда Мариинский театр заказал композитору оперу «Сила судьбы». За свою долгую жизнь Верди жил во многих городах и странах, но именно поместье в нескольких километрах от Буссето считал своим домом.   Композитор написал 27 опер, а если считать варианты нескольких опер, то 32. Они были поставлены на сценах  итальянских театров, Рима, Венеции, Неаполя, Милана и других, и в различных европейских театрах от России до Испании.

Первым спектаклем, с которым познакомилась публика, была опера Верди «Двое Фоскари», поставленная в региональном оперном театре Пармы режиссером  Лео Мускато в сценографии Андреа Белли. Оркестром оперного театра Болоньи руководил маэстро Паоло Арривабени. Написанная в 1844 году опера рассказывает о событиях, произошедших в Венеции в 1457 году. Либретто основано на одноименной трагедии Байрона. Либреттист Франческо Пьяве представил Венецию мрачным страшным городом, в котором царствует Совет десяти.  Сюжетом оперы является кровавая месть, хотя мы точно не знаем предыстории событий, но, очевидно, злодей Лоредано ранее пострадал от семьи Фоскари. И теперь он мстит отцу Франческо Фоскаре и его сыну Якопо Фоскари. В результате его действий Якопо умирает в тюрьме, а его отец, который является Дожем Венеции, умирает вслед за ним. Злодей торжествует. Исполнитель роли Дожа бас Владимир Стоянов создал реалистический портрет страдающего отца, Сопрано Мария Катцарава в роли жены Якопо, тенор Стефан Поп в роли Якопо и бас Джакомо Престия в роли злодея Лоредано составили гармонический ансамбль исполнителей.Лео Мускате во всем следовал либретто.  Костюмы традиционные, перенесенные на два века позже. Режиссеру удалось создать пугающую атмосферу бесправия, которая  достигла кульминации в финальной сцене.

« Аида » в постановке Франко Дзеффирелли

 В 2001 году самым большим событием нового фестиваля стала премьера оперы «Аида» в постановке знаменитого Франко Дзеффирелли в Буссето. В этом году организаторы фестиваля повторили  постановку Дзеффирелли. И надо сказать, что впечатление было ошеломляющим. Стоит сказать несколько слов об оперном театре в Буссето, названном в честь Верди.  Он занимает часть бывшего замка,  в нем всего 300 мест, расположенных в партере и на трех ярусах, но он отвечает всем нормам, архитектурным и акустическим, времени своего создания. Произошло это в 1856 году, при жизни  Верди.  Но что удивительно, оказалось, что можно играть «Аиду» не только на огромных площадках, как в театре Вероны например, но и в таком небольшом интимистском пространстве, как театр Буссето.  Среди всех спектаклей нынешнего года «Аида» оставила самое сильное впечатление, несмотря на прошедшие с момента премьеры 18 лет. Постановка Дзеффирелли  серьезная, уважительная к музыке маэстро и к либретто. Все логично, и все доставило большое удовольствие. «Аида» написана Верди в 1871 году по заказу Каирского оперного театра по случаю открытия Суэцкого канала в 1869 году.  Тут сошлись вердиевский мелодизм и новые вагнеровские веяния, как например сквозное драматическое действие, сквозное звучание оркестра. Верди отошел от представления отдельных арий и дуэтов. Героев характеризуют конкретные  группы инструментов, например воина Радамеса- фанфары.   Исполнители  были великолепными, хотя их большие объемные голоса звучали довольно громко в интимном пространстве театра.  Из-за небольшой сцены были убраны балетные сцены, но сольные балетные  номера появлялись, когда звучала балетная музыка. Проблемой был низкий потолок  на сцене.  В финале оперы, когда Радамес и Аида оказываются в подземелье, где им суждено умереть, над ними поет Амнерис. Она оплакивает Радамеса, едва не задевая головой потолок. Но все маленькие недочеты исчезают, унесенные прочь очарованием замечательной музыки и исполнителей, включая оркестр и хор.  Оркестр и хор Болонского оперного театра были безупречны во всех четырех спектаклях. Каждый дирижер подходил к спектаклю  по-своему, но все отличались особой внимательностью к оркестровым соло. Лишь в «Аиде» мне показалось, что оркестр звучал громче, чем хотелось бы. Но трудно скоординировать звук в таком маленьком зале.

Фестиваль завершился оперой «Набукко», которая была представлена в Пармском региональном оперном театре. Созданная в 1844 году, опера знаменует начало славы композитора. Действие происходит в 587 году до н.э. в Иерусалиме и Вавилоне и рассказывает о пленении иудеев вавилонянами и их последующем освобождении. В оперной интриге главную роль играют две героини, настоящая дочь Набукко Фенена  и Абигаль, выдающая себя за таковую. Первой Абигалью была в 1844 году Джузеппина Стреппони, известная  певица, ставшая женой Верди. Главная мелодия оперы –хор плененных иудеев является одной из самых знаменитых мелодий Верди. Не проходит ни одного представления оперы в театрах мира без повторения мелодии «Va, pensiero, sull’ali dorate (Act 3), – «Лети мысль на золотых крыльях» на бис. Когда Верди хоронили в 1901 году в Милане, публика на похоронах во время процессии вместо гимна исполняла эту мелодию.

Опера специально поставлена для фестиваля Верди дуэтом режиссеров-постановщиков, Стефано Риччи- Джанни Форте (Ricci/Forte, performing arts ensemble), которые  работают в основном в драме и отличаются ярко политизированной направленностью и авангардными экспериментами.  Действие перенесено в будущее, в 2046 год,  и происходит на военном корабле, в трюмах которого содержатся иудеи. Вавилоняне с автоматами бегают по сцене и выгоняют пленных на палубу. Тут же справа  возникает видео с портретом диктатора Набукко, а позже он и сам является на сцену. Все вавилоняне вообще выглядят террористами. Риччи и Форте говорили, объясняя свою концепцию оперы, и о современных мигрантах,  и о восточных деспотах вроде северо-корейских лидеров, и о заложниках, а вот религиозный вопрос остался в стороне, хотя в опере смене религии вавилонского царя уделяется большое внимание, доказывается могущество бога иудеев. Иудеи в трактовке итальянцев приравниваются ко всем народам, страдающим от угнетения, к изгнанникам и мигрантов всех времен. О современных мигрантах напоминали  желтые спасательные жилеты, в которые одеты иудеи, когда их выгоняют из трюма. Чуть позже Фенена  смотрит на кучу этих жилетов с нежностью и проводит по ним руками. Они ей напоминают о ее бывшей родине. Все это пристегивание Верди к проблемам беженцев в современной Италии  выглядело большой натяжкой. Кроме того, у женского хора одинаковые костюмы, как у иудеек, так и у вавилонянок, потому нелегко понять, кто есть кто.

Очевидно,  при открытии фестиваля «Набукко» был не принят зрителями. В интервью, вышедших в итальянской прессе, оба режиссера жаловались, что Пармская публика хочет видеть у  себя классические постановки и традиционные костюмы и не принимает современные тенденции.  Во время моего посещения «Набукко» публика была настроена доброжелательно. И, как обычно, был повторен на бис хор пленных иудеев.

Церковь Сан Франческо дель Прато (San Francesco del Prato)

Можно даже сказать, что спектакль был принят с восторгом, и все благодаря замечательному музыкальному исполнению, оркестру под управлением маэстро Ивана Чампа  и зеаменитому монгольскому баритону  Амартувшину Энкбату,который  исполнил партию Набукко. В 2011 году он получил вторую премию на Международном музыкальном конкурсе в Москве и был награжден премией зрительской симпатии. В настоящее время он является солистом оперного театра Улан-Батора и гастролирует по всему миру. Но в Парме выступил впервые. У Набукко большая партия в опере, и зрители   смогли насладиться  красивым звучным голосом с мягкими обертонами, плавной кантиленой и драматической игрой солиста, когда он убедительно представил  драматическое изменение героя  от диктатора к человеку,  пожалевшему о том, что  творил ранее. Амартувшин Энкбат  оказался одним из редких не-итальянских участников фестиваля, и он же оставил самое незабываемое впечатление.

Опера «Луиза Миллер» в постановке Льва Додина  была представлена в церкви  Сан Франческо дель Прато, причем это первый и, видимо, последний спектакль: после завершения  восстановительных работ здесь возобновятся службы.  Сейчас церковь активно реставрируется, но понадобятся годы, чтобы ее  привести в надлежащее состояние. От нее остался только кирпичный остов, ни внутреннего  оформления, ни настенных росписей. Когда публика входит, она теряется посреди лесов.  Вдоль стен устроены металлические яруса, на которых и рассаживаются зрители.

Обычно режиссеры очень хорошо говорят, объясняя свои концепции будущих постановок. Я прочитала интересное интервью Додина, данное итальянской прессе перед началом фестиваля. Он несколько раз повторил  определение  церкви как сакрального пространства и сказал, что  постарается это передать в своей постановке. Я увидела лишь статичный спектакль, лишенный эмоций.  Солисты поют, глядя в зал, потому спектакль оказался скучным и затянутым. Лишь в финале в момент гибели героев проявляются эмоциональные связи. Самым сильным  моментом стала сцена, когда умирающий Родольфо закалывает главного злодея. Церковь очень велика, наверное, в ней могли собираться все верующие города. Это тоже затрудняет восприятие, так как расположенная  в алтарной части  сцена  слишком далека от зрителей.  Вокруг сцены выстроены два яруса, где разместился хор в ложах. Но все так далеко, что их почти не видно. Главные реквизиты мизансцены: два стола, которые устанавливаются то параллельно сцене, то перпендикулярно (сценография Александра Боровского). Солисты стоят на столах. Очевидно, для удобства публики. Иначе никого не видно. Но к счастью, слышно. Итальянцы верны своей традиции – в опере только живой естественный звук голоса.  Соперницы Луиза и Федерика стоят на столе, иногда меняясь местами. Над спектаклем вместе с Додиным работал Дамир Исмагилов -один из самых известных художников по свету Москвы. Но цветовая гамма довольно простая: Луиза в белом платье, ее осыпают белыми лепестками роз,  ее соперница Федерика в красном платье, и на нее сыплются  красные лепестки роз. Постановка скучна, режиссер ничего не сделал, что ее оживить. Совсем нет драматической составляющей. Но пели чудесно, оркестр, как и в других спектаклях фестиваля, звучал прекрасно под  управлением маэстро Роберто Аббадо, руководителя фестиваля с начала его создания. Среди солистов выделялся тенор Амади Ланья, исполнитель партии Родольфо и баритон Франко Вассало в партии Миллера, отец Луизы.

Фестиваль этого года прошел успешно, принеся в казну  Пармы  1,4 млн евро. Было продано 26 000 билетов, то есть практически на все спектакли билеты были распроданы. Для фестиваля Верди это стало рекордом. Кстати, город Парма решил реставрировать, несмотря на большие финансовые затраты, театр Фарнезе во дворе герцогов Пилотта. чтобы в будущем превратить его в еще одну  фестивальную площадку.  Надеюсь когда-нибудь увидеть фестивальные спектакли в театре Фарнезе.

Crédits photo :  Roberto Ricci / Teatro Regio di Parma