На войне, как на войне

Документальный фильм Сергея Лозницы «Майдан» был  показан в программе Специальных Сеансов в рамках  официальной программы, что сразу дало режиссеру мировую трибуну (тысячи журналистов, аккредитованных в Каннах). Справедливости ради заметим, что Сергей Лозница уже вошел в ближний круг Каннских режиисеров, дважды его работы участвовали в главном конкурсе, так что в Канны его картина  попала не только по политическим соображениям.  Французская пресса в большинстве своем восприняла  фильм  Лозницы совершенно  адекватно, то есть именно как  откровенную националистическую  агитку, без нюансов.

Он родился в Белоруссии,  вырос  в Киеве,  потом учился в Москве, во ВГИКе,  работал в Санкт-Петербурге, лет лесять назад официально поселился в Германии, хотя снимать продолжал на исторической родине. Уже будучи признанным мастером документального кино, в 2010 году Лозница снял  свой первый игровой фильм, «Счастье мое», и тогда же попал в главный Каннский конкурс. Сразу после показа стало ясно, что это жестокая фантасмагория на тему российской реальности, –  один из самых сильных фильмов конкурса и главный претендент на Пальму. Лозница тогда ничего не получил, возможно по соображениям политкорректности:  в конкурсе числилась также картина Н.Михалкова « Утомленные солнцем-2 ». В 2012 году в конкурсе участвовал его второй фильм, экранизация повести В.Быкова «В тумане». И все эти годы шли споры вокруг национальной принадлежности и самого Лозницы, и его картин. Сейчас он позиционирует себя исключительно как  украинский режиссер.

Maidan2

На войне, как на войне. Фильм снят в традициях агитпропа – сам режиссер не скрывает, что главный источник вдохновения для него фильм Сергея Эйзенштейна «Стачка» – историко-революционный фильм-агитка 1925 года. «Стачка» была стилизована под хронику, ее характеризующие черты – отказ от фабулы и протагониста, главным героем была сама  народная масса. Так и здесь. Откровенно промайдановский фильм-агитка. Народ прекрасен, за ним правда, никаких провокаторов, «Правого сектора» и.д. Конечно, побрасывают коктейли Молотова, но в музыкальном сопровождении и это выглядит не страшно.

Картина, снимавшаяся на Майдане с ноября по март,  полностью составлена  из длинных статичных  планов без комментариев: субтитры обозначают только главные события, к которым имеет отношение снятая хроника. На первый взгляд кажется, что неподвижная камера просто нейтрально фиксирует все, что  попадает в кадр. Но на самом деле эта нейтральность – мнимая. Камера обращается только туда, куда хочет подвести  зрителя режиссер.

Maidan3

Начинается все  с кадров плотной толпы, которая  с вдохновением поет национальный гимн. Конечно, это выглядит захватывающе. Конечно, это воспринимается как  патетический гимн самому народу, подобно античному хору славящему Полис и Свободу. Но на этом художественная значимость картины заканчивается, чем дальше,  тем больше она уподобляется  ангажированной публицистике. После первых монументальных кадров действие переносится в штаб Майдана, кажется это Дом  Профсоюзов. В течение часа мы наблюдаем, как люди ходят и выходят из здания, много поют, кроме патриотических песен, есть еще украинский фольклор, иногда забавные частушки на слова итальянской песни партизан «Bella ciao», – «Виктор, чао», обращенной к  президенту.  Атмосфера самая праздничная, не военная. Все напоминает атмосферу подготовки к утреннику в заводском Доме культуры. Вперемежку звучат пафосные патриотические лозунги. «Героям слава» скандируется, как заклинание в ритуальных обрядах. Во второй части, примерно через час 15 (фильм идет два с половиной часа) идиллия кончилась, начинают постреливать. Во время боя, когда стреляют или кидаются  зажигательными смесями,  слышны барабаны – надеюсь, что это саундтрек. Третья часть – очень картинные пожары, почти как в эстетской страшилке Р.Гослинга «Пропавшая река», показанной в программе «Особый взгляд». После пожара иногда врываютя апокалиптические картинки – Майдан в облаках дыма и пепла. Заканчивается все похоронами погибших героев.

Короче, как художник и как гражданин,  Сергей Лозница имеет право на свой частный взгляд на события. И я продолжаю относиться с искренней симпатией к режиссеру Лознице. Но только пусть нам не говорят, что это документальная правда о Майдане. Агитка она и есть агитка.  Вот как увидел фильм корреспондент журнала «Lе Figaro» Жан-Кристоф Бюиссон: «Попы благославляющие толпу перед рекламными щитами Карла Лагерфельда и агентства «Ernst&Young ». Поэты-любители  читают поэмы, написанные  в стиле Деруледа (французский патриотический поэт, воинствующий националист-Ек.Б..), в которых речь идет о родине,  чести, свободе. Бабушки разливают суп бойцам. Вооруженные люди, которые  приветствуют друг друга выкриками «Слава Украине! Героям слава!» ! Политики, говорящие на английском, воспевают прелести Евросоюза и плюются в адрес Путина, русского империализма и его местных прислужников… В лице Сергея Лозницы украинский национализм нашел новый рупор (возможно, вопреки ему самому?).  Два часа  статичных кадров, часто очень скучных, и  что особенно странно, лишенных комментариев…Такое призведение,  по смыслу обязательно  манихейское, восходит к чистой политической ангажированности. Читай пропаганде».

Фильм вышел на фрацузские экраны 23 мая, сразу после Каннской премьеры.

Пресс-конференция Сергея Лозницы в украинском павильоне: