« Когда бы грек увидел наши игры » – к премьере нового опуса Димитриса Папаиоанну/Dimitris Papaioannou 

7-11 сентября  2021Théâtre du Châtelet; 16-17  сентября 2021 -Teatro Politeama, Napoli; 26 – 28  ноября 2021 – Teatros del Canal, Madrid

После фестиваля Montpellier danse и Biennale Lyon знаменитый грек Димитрис Папаиоанну/Dimitris Papaioannou  показывает свое новое творение Transverse orientation на сцене Парижского  Châtelet – здесь представляет свою программу Théâtre de la Ville, где все еще продолжается затяжной ремонт. Спектакль поместили в рубрику « танец », но танца как такового практически  нет, это опять скорее пластический перформанс,  театр художника, сюрреалиста по преимуществу, хотя с отсылкой на столь близкую греку античную традицию. Череда болеe или менее чарующих картинок, зарифмованных музыкой Вивальди, которая растягиваясь во времени -1 час 45 – становится в какой-то момент лишь набором знаков, уже не несущих  магической  притягательности, как в « Великом укротителе »(2018). Возможно, такому впечатлению способствует огромный размер зрительного зала Châtelet, к которому спектакль Папаиоанну совсем не приспособлен.

Действие помещено в  белую комнату-коробку с низким потолком.  Но  есть возможность выхода,  ну и входа через узкий проход двери, манящий и пугающий одновременно. Блеклый свет, идущий на сцену, усиливает сходство с картинами Магритта.  Первая часть  – странные  человечки, состоящие из удлиненных  туловищ  с  малюсенькой  головой ( мы видели таких  в театре марионеток Tête de pioche) суетятся, пытаясь найти поломку единственной лампы белого света, которая  постоянно «страдает» коротким замыканием. Их нелепые попытки изменить ситуацию напоминают серию гэгов от комиков  немого кино, между тем как  различные конфигурации черных силуэтов  в белом пространстве смотрятся как изысканный восточный   театр теней.  (Возможно, это метафора бессмысленности наших попыток найти Поперечную ориентацию/Transverse orientation – направление движения к источнику света у насекомых).  Но вскоре на смену им на сцене появляется огромный черный бык и его укротители, мужчины в черных городских костюмах.  

Как и в спектакле  « Великий  укротитель », погружение  в греческую мифологию происходит через бесконечный круг метаморфоз.  Ритуальные бычьи игры, (бык, как помним, сакральное животное Критского царства),  Минотавр (бычья голова и скульптурные тела обнаженных танцоров), другие  диковинные существа, полумонстр- получеловек,  химера. Вот женская  голова, прилепленная к обнаженному  мужскому телу. Вот кентавр –  голова чудесной Бреанны О’ Мара из труппы Вупперталя, а мощная  задняя часть состоит из нескольких сложенных мужских ног.

Просто какая-то кунсткамера перевертышей, которые возможно придумать на основе человеческого тела. (Хотя перевертыш – не отсылка к Греции, но к работам  того же Рене Магритта). Меня больше всего поразила вырывающаяся из-под пиджаков свернутая ладонь, исполняющая функцию блудливого языка.

Но центральный образ женский – Бреанна О’ Мара с ее кукольной диафанной красотой. Она рождается из  чрева  быка, как Венера из пены. Только Венера эта  сошла  с картины Поля Дельво, а не Боттичелли: женская красота, бледное изысканное тело здесь также, как на полотнах бельгийца, не столько прельщает, сколько тревожит. Потом она окажется на крупе  животного, как когда -то похищенная Зевсом Европа, контраст белого женского тела и черного торса быка завораживает. Вообще, бык долго смотрится главным аттракционом, пока не окажется, что он не настоящий, – это инсталляция, которой виртуозно манипулируют перформеры.  А метаморфозы во многом  повторяют превращения « Великого укротителя », и потому не так впечатляют. На новом витке спектакля и, видимо, европейской истории Бреанна появится как светская красавица на балу, купающаяся в фонтане шампанского в окружении кавалеров.

А потом новый поворот, и она явится нам  Богородицей внутри вертикального ложа, как в  иконописном каноне, и будет рожать на наших глазах своего чудесного младенца, истекая водами- месивом белой жижи. А в финале, также, как в « Великом укротителе »,  все покроет вода, и водные блики будут красиво отсвечиваться на видеоэкране, тогда как танцоры-перформеры станут усердно разламывать планшет сцены, пока не придадут ему сходство с о скалистыми островами посреди Эгейского моря. Димитрис Папаиоанну говорит, что для него,  Transverse orientation – ода и прощание с первоосновами нашей цивилизации, которые дали ей направление и смысл. 

Crédit photo: Théâtre de la Ville