Юрий Гагарин и собака Лайка на оперной сцене

3-8 июняRabozaal Stadsschouwburg, Amsterdam
В рамках 67-го Голландского фестиваля (1-29 июня) Нидерландская национальная опера впервые показала четырехактную оперу «Лайка», которую сочинил Мартин Паддинг на либретто П.Ф.Томеза. Двухактный спектакль, созданный на фантастический сюжет, поставили Аарноут Мик и Маржлейн Боонстра. Музыкальный руководитель постановки Этьенн Сьебенс возглавил оркестр ASKO/ SCHÖNBERG и хор VOCAALLAB. Несмотря на высокий профессионализм создателей оперы, спектакль не оправдал надежд. Наслаждение доставили лишь великолепные исполнители.

Каждый год Голландский фестиваль в партнерстве с Нидерландской национальной оперой предлагает публике мировую оперную премьеру. В нынешнем сезоне фестиваля, последнем для его артистического директора Пьера Ауди, по его инициативе была показана опера «Лайка». По заказу фестиваля над её созданием работала группа высочайших голландских профессионалов, уже завоевавших известность благодаря большому успеху их предыдущих работ. Это композитор Мартин Паддинг, писатель и либреттист П.Ф.Томеза, дирижер Этьенн Сьебенс, режиссеры Аарноут Мик и Маржлейн Боонстра, сценограф Элсже де Бруижн, автор сценических костюмов Ури Рапапорт, постановщик света Франк ван дер Вейдж, драматург Клаус Бертисш. Мастерство участников постановочной группы обещало успех их новому творению, но, к сожалению, эти ожидания не оправдались.
Вопреки названию оперы «Лайка», история рассказанная в спектакле, сконцентрирована не на космической теме, а на банальном конфликте в мире телевидения. Действие оперы происходит в телевизионной студии, где Роберт, ведущий популярного ток-шоу, начинает сомневаться в пользе своей деятельности. После больших успехов ток-шоу его популярность неожиданно снижается, и руководство студии винит в этом Роберта. Для развлечения публики в ток-шоу участвует забавный повар, который по ходу программы готовит салаты, омлеты и распевает во весь голос. После окончании ток-шоу Роберт возвращается домой; он всё ещё живет со своей властной мамой, которая сохраняет своего умершего и забальзамированного супруга в гостиной. В своей комнате, как в молодости, Роберт мечтает о космосе и вступает в контакт с легендарным космонавтом Юрием Гагариным и его собакой Лайкой, вечно дрейфующими в пространстве. Гагарин приглашает Роберта присоединиться к ним, но тот колеблется. Далее оперное действие возвращается в телестудию: по ходу ток-шоу Роберт неожиданно выходит из эмоционального равновесия и оскорбляет приглашенных гостей. Из-за этого инцидента карьера Роберта на телестудии завершается, и он решает присоединиться к Гагарину и Лайке, обитающими в космосе, чтобы быть свободным. Скажу сразу, что эта сюжетная канва достаточно проста и наивна для большого оперного спектакля, предназначенного для взрослых искушенных зрителей. Известный писатель П.Ф.Томеза, сочинивший это первое в своей жизни оперное либретто, явно недооценил его значимость для постановки спектакля. Нужно сказать, что творчество писателя и либреттиста – это совершенно разные сферы литературной деятельности.
Постановщик оперы «Лайка» А.Мика, он же соавтор декораций и сценических костюмов, – это талантливый голландский художник с мировым именем, известный своими инсталляциями и фильмами. В 2007 году он был выбран, чтобы представлять Нидерланды на Венецианской биеннале. Для постановки оперы «Лайка» А.Мика удачно выбрал новый современный зал старого оперного театра Амстердама. Это огромный круглый зал с кольцевым амфитеатром для публики, которую после антракта пересаживают на другой его сектор, что придает спектаклю авангардную специфику.

Роберт (Т.Олиеманс) в телестудии на фоне оркестра и публики

Роберт (Т.Олиеманс) в телестудии на фоне оркестра и публики

Оперное действие разворачивается, главным образом, на центральной сцене-арене, кольцевые полосы которой имеют внутреннюю подсветку и способны вращаться в разных направлениях, что придает динамику мизансценам, выстроенным с использованием нехитрых аксессуаров (столы да стулья). В амфитеатре установлена дополнительна сценическая площадка, а также большая платформа, на которой находятся 19 музыкантов оркестра. Десять хористов располагаются вокруг сцены-арены. Для активизации театрального действия в нем участвуют, помимо восьми персонажей, еще 9 фигурантов и два оператора, которые с помощью телекамер ведут прямую трансляцию крупных планов артистов, участвующих в оперном спектакле. Для трансляции этих изображений в амфитеатре установлены 10 больших телеэкранов, а над амфитеатром развешены еще 6 телеэкранов, но значительно большего размера. В центре сцены-арены укреплен стальной стержень, вдоль которого, во втором акте, с колосников спускается и одновременно вращается огромный куб. На его боковые плоскости, благодаря прямой телетрансляции, также появляются крупные планы артистов. Этот куб является центром космической коммуникации, поэтому Роберт, используя выдвижную лесенку, легко забирается в него и ведет вокальные диалоги с Гагариным и Лайкой.

Роберт (Т.Олиеманс) забирается в центр космической коммуникации

Роберт (Т.Олиеманс) забирается в центр космической коммуникации

При этом публику охватывает разочарование. После специфичной рассадки зрителей и организации оперного действия с широким использованием телевидения столь долгожданное появление легендарного космонавта и собаки, казалось, должно быть сказочно эффектным и фантастическим. Но по воле режиссера в амфитеатре среди публики просто встали в спортивной одежде высокий парень и маленькая девочка, на футболках которых красовались знаменитые фотопортреры Юрия Гагарина и собаки Лайка. Еще более обескураживающую мизансцену режиссер придумал для финала спектакля: чтобы отправиться в космос и присоединиться к Гагарину и Лайке, Роберт приставляет лесенку к стальному стержню и, стоя на его приступочке, вдруг замирает; при этом стержень медленно вращается, вызывая смех, потому что над Робертом висят пластмассовые манекены оперных персонажей – Гагарина и Лайки. На таком же уровне режиссерской фантазии поставлены все четыре оперных акта, поэтому описание даже самых ярких мизансцен повергнет читателя в полное уныние.

Роберт (Т.Олиеманс) отправляется в космос к Юрию Гагарину и Лайке

Роберт (Т.Олиеманс) отправляется в космос к Юрию Гагарину и Лайке

Слабая драматургия и банальная постановка оперы, к счастью, успешно компенсируются звучанием великолепной партитуры – как оркестровой, так и вокальной. Её автор – голландский композитор М.Паддинг (р. 1956). Он учился игре на фортепиано и музыковедению в Утрехтском университете, а композиции в Гаагской Королевской Консерватории. Его творческий багаж представляет широкий спектр жанров – от сольных инструментальных пьес до произведений для большого оркестра и музыкального театра. То, что он сочиняет сейчас, проявляет меньшую склонность композитора к угловатым композициям и резким гармониям по сравнению с его ранними произведениями. Тем не менее, музыка М.Паддинга необычайной интересна как в композиционном, так и в технологическом аспекте; важным её достоинством является причудливая образность и театральность.
Умеренно атональная музыка «Лайки» написана для традиционного оркестра с дополнением синтезатора, аккордеона и электрической гитары. Впечатляющая увертюра оперы создает таинственно-интригующую атмосферу и музыкальный настрой, который получает глубокое и широкое развитие в последующих сценических картинах, но вокальные партии все-таки являются более богатыми, разнообразными и мощными, чем оркестровые части. Ярко и красочно звучат великолепные голоса певцов, усиленные с помощью портативных микрофонов, закрепленных на телах артистов. Оркестр ASKO/ SCHÖNBERG под управлением голландского дирижера Э.Сьебенса чутко и внимательно аккомпанирует певцам, прекрасно исполняет оперную партитуру. Этот ансамбль музыкантов специализируется на музыке ХХ – ХХI веков; являясь творческой платформой для молодых композиторов, ASKO/ SCHÖNBERG показывает разнообразие современной музыки в жанрах оперы, театра и танца.

Монолог матери Роберта (Э.Раскер) возле забальзамированного мужа

Монолог матери Роберта (Э.Раскер) возле забальзамированного мужа

Замечательные нидерландские певцы убедительно и проникновенно исполнили роли оперы на голландском языке: артисты произвели сильное впечатление и внесли важный вклад в успех мировой премьеры. В роли Роберта выступил баритон Томас Олиеманс. Необычайно динамичный и энергичный певец восхищал своим ярким вокалом и врожденным артистизмом. Роль матери Роберта исполнила альто Элена Раскер. Она пленяла богатым сильным голосом и роскошным тембром на низких регистрах. Особенно сильное впечатление певица произвела в большом и сложном монологе возле мужа. Сопрано Кларон МакФадден чаровала плотным экспрессивным голосом и виртуозным вокалом. Американская певица великолепно воплотила властный образ Доминатрикс, директрисы телепрограммы. Бас Денис Вильгенхоф демонстрировал красивый голос и свободное пение, но его образ Гагарина, по воле режиссера, оказался нерельефным и упрощенным. Незабываемое впечатление произвела 12-летняя Леони Мейер: в роли Лайки она восхищала светлым ангельским голосом, который звучал просветленно и лучезарно. Роль гримерши изящно исполнила сопрано Марике Стенхоек: она уверенно демонстрировала свое вокальное и артистическое мастерство. Тенор Марсель Бикман с гибким, красочным голосом и феноменальным артистизмом блистательно воплотил образ забавного и эксцентричного повара. В разных оперных картинах он вывозил свой кухонный агрегат и устраивал поистине цирковой фейерверк, используя всевозможные продуты, кастрюли и сковородки. При этом артист доставлял наслаждение и своим экспрессивным вокалом. Нужно сказать, что в марте месяце этого года М.Бикман триумфально исполнил главную роль в опере Рамо «Платель», показанную с аншлагом в парижском театре Opéra Comique.
В завершении рецензии следует поздравить всех исполнителей оперы «Лайка» с заслуженным успехом! Несмотря на недостатки спектакля, отмеченные выше, Голландский фестиваль все-таки подарил европейским меломанам уникальную возможность – побывать на представлениях оперы с участием легендарного космонавта Юрия Гагарина и собаки Лайка, первых российских посланников в просторы вселенной.

Crédit photos : ©-Marco-Borggreve