Лучший фильм Eвропы

«Ида» польского режиссера Павла Павликовского  получила все главные премии европейской киноакадемии 2014 года  (European Film Awards): за операторскую работу, за сценарий, режиссуру, лучший фильм и приз зрителей. Хотя  среди номинатов были такие серьезные соперники, как  каннский призер этого года, «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана, «Нимфоманка» Ларса фон Триера, «Левиафан» Андрея Звягинцева.  На первый взгляд  скромный по сравнению с другими конкурентами, фильм Павликовского оказался знаковым для европейского сознания. (Лучшей актрисой европейские киноакадемикик назвали Марион Котийяр за «Два дня и одну ночи» братьев Дарденнов, лучшим актером- Тимоти Сполла, сыгравшего  главную роль в фильме английского классика Майка Ли «Уилльям Тернер»).  C  21 января « Иду » можно будет снова увидеть в двух парижских кинотеатрах – La Clef  и   Le Brady.

Pawlikovsky

    57-летний Павел Павликовский – уроженец Варшавы, но с юности жил в Англии, где его родители попросили политическое убежище. Свою режиссерскую карьеру Павликовский начинал как документалист, но уже 16 лет снимает игровые картины. Первой художественной лентой в его фильмографии стал «Стрингер» (1998) с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. Предпоследняя его работа –франко-английский фильм «Женщина из  V-го округа» с Кристин Скотт-Томас в главной роли. Чтобы снять «Иду», Павликовский вернулся в Польшу.

    Картина, действие которой происходит в 1962 году, снята в излюбленной стилистике 60-х:  черно-белое картинка, статичная камера,  портретное изображение,  35-миллиметровая пленка. Формат, нарочито отсылающий к классическому польскому кино 60 –х (лучшему, по мнению многих, периоду в польской культуре), сам по себе уже вызывал терпкую ностальгию.  Главная героиня, послужница Анна  накануне пострига отправляется на встречу с теткой, единственной родственницей. От которой узнает, что ее настяощее имя Ида, и она – еврейка. Ее родители, как можно сразу догадаться, погибли во время войны. Вместе они отправляются в местечко, где жили родители Иды до войны, чтобы узнать обстоятельства их гибели. В дороге оказывается, что тетя, которую зовут Ванда, отчаянная греховодница, курит, пьет, крутит романы с едва встерченными мужиками также лихо, как водит машину. Когда за лихость вождения ее остановит полиция, а потом извинившись, отпустит, мы узнаем еще, что она –судья,  крупный функционер системы и бывший прокурор политических репрессий (по кличке Красная Ванда). Но эта тема дальше  никак не развивается. Диалогов вообще минимум. Ида почти никак не реагирует на происходящее, она только молчит и наблюдает, эмоциальность вкладывается лишь в ежедневную молитву. Святая наивность рядом с искушенной грешницей.

Ida

    Еще в провинциальной гостинице они встретят молодого музыканта из джаза, который с симпатией взирает на юную послушницу. Еще будет убогий быт местечка со всеми натуралистическими  деталями. Вполне реалистический сюжет, но картинка Павликовского и операторов Ричарда Ленцевски и Лукажа Заля как бы незаметно переводят его  в метафизическую плоскость. И чем дальше движется сюжет, тем явственнее мы отдаем себе отчет, что начинаем воспринимать все происходящее как бы глазами Иды. Ида взирает на мир с пристальныи любопытством, но не высказывая и не проявляя эмоций. Иногда кажется  слишком бесстрастно. Да, убийца, молодой крестьянин, поселившийся  после войны в их доме, за право остаться в этот доме, обещает  показать могилу. Находят могилу, выкапывают останки, хоронят их на  старом еврейском кладбище Лодзи. Оказывается, что вместе с родителями Иды был убит маленький сын Ванды- это и есть ее страшная тайна. Потом все как бы возвращается на круги своя, Ванда- в город, Ида- в монастырь. Кажется, ничего не изменилось.Idaafficha

    Замысел режиссера становится ясен только к финалу. Опустошенная Ванда не в силах вынести  ту правду о гибели сына, от которой пряталась почти два десятилетия, кончает жизнь самоубийством. Ида приезжает на похороны в квартиру тети, и вдруг с какой-то почти головокружительной решимостью пытается вступить на мерцавший перед ней всю первую часть картины путь мирских соблазнов. Обряжается в откровенно женственное платье Ванды, одевает ее туфли на высоких шпильках, встречается с  симпатичным джазовым музыкантом. И даже проводит с ним ночь. Утром музыкант предлагает ей сопровождать его на гастролях. А что потом?-спрашивает Ида. Потом мы поженимся. А что потом ? –Потом у нас будут дети. А что потом?-юноша ограничивается шуткой и засыпает. А Ида потихонечку встает, одевает снова свой монашеский головной убор, и возвращается в монастырь. В утро после  любовных радостей перед Идой вновь возник страх небытия, метафизическая пустота – и ничто не в силах ее заполнить, кроме  единого Бога. Фильм не столько о Холокосте. вине поляков и так далее ( причем в бесчувственности режиссера вряд ли можно упрекнуть, у него самого одна из бабушек-еврейка, и  погибла в Освенциме). Фильм о вере, дающей смысл. Здесь главный вопрос: что потом? А не то, что было раньше. В финале чудом спасенная еврейская девочка Ида  делает осознанный выбор христианского бога  и принимает постриг. «Мой фильм не о вине, а о прощении, христианском, библейском прощении»,-говорит Павликовский.

Главную роль сыграла непрофессиональная актриса, студентка философского факультета Агата Тшебуховска, в роли Ванды- известная польская актриса Агата Кулеша…