Незабываемые вечера – дар Парижу Жозе Мартинеза

27-29 январяThéâtre des Champs-Elysées

В Театре Елисейских Полей состоялись первые в Париже гастроли Национальной Труппы Танца Испании (Compagnie Nationale de Danse D’Espagne). С 2011 года труппу возглавляет Жозе Мартинез, выдающийся танцовщик и хореограф. С огромным успехом были показаны премьерные во Франции пьесы – «Sub», «Extremely close», «Casi Casa», соответственно, в постановке Ицика Галили, Алехандро Черрудо, Матса Эка (2009). Труппа продемонстрировала высочайшее исполнительское мастерство. Гастроли стали ярким и важным событием.

Информация и видео на сайте:

      Уже многие годы артистическое агентство Productions Internationales Albert Sarfati (PIAS) плодотворно сотрудничает с парижским Театром Елисейских Полей и совместно с ним успешно осуществляет масштабные проекты в сфере музыки и танца. В нынешнем сезоне, благодаря усилиям PIAS, на знаменитой парижской сцене впервые выступила Национальная Труппа Танца Испании (НТТИ). В 1990-91 годы её возглавляла великая русская балерина Майя Плисецкая, затем в течение 20-и лет руководителем труппы был знаменитый испанский танцовщик и хореограф Начо Дуато. С 2011 года артистическим директором НТТИ является выдающийся испанский танцовщик и хореограф Жозе Мартинез. Яркая творческая личность, одаренный руководитель, он сумел всего за три года существенно изменить танцевальную специфику и хореографическую эстетику труппы. Благодаря его новой художественной политике, в НТТИ сложился богатый и разнообразный репертуар: наряду с авангардными постановками труппа исполняет балетные спектакли. В предстоящее Рождество на сцене мадридского Театра Зарзуэла (Teatro Zarzuela) состоится премьера балета Минкуса «Дон Кихот» в постановке Ж.Мартинеза.

Espagne_N1

         Ж.Мартинез родился в 1969 году в Картахене (Испания), там начал заниматься танцем. Обучение продолжил в Центре Розеллы Хайтауэр в Каннах (Франция). В 1987 году завоевал Первый приз Лозанны и был принят в Школу танца Парижской оперы, годом позже стал артистом её труппы. Превосходный танцовщик с элегантными линиями, абсолютной  концентрацией и уникальным доверием к партнерам завоевал ряд призов; в 1997 году ему было присвоено звание Этуали балета Парижской оперы. Будучи артистом, Ж.Мартинез успешно развивал свое хореографическое дарование: в 2002-2008 годы были показаны семь его произведений, пять из них – на сцене Парижской оперы. Наиболее значимой стала постановка на музыку Марка-Оливье Дюпена двухактного балета «Дети райка», созданного по заказу театра в 2008 году. За эту превосходную работу Ж.Мартинез получил Международный приз «Benois de la Danse» в Большом театре России (2009). Правительство Франции наградило Ж.Мартинеза офицерским Орденом Искусств и Литературы.

     Накануне гастролей НТТИ во Франции Ж.Мартинез отметил: «Для наших первых выступлений в Париже я составил программу, которая представляет молодость и энергию труппы. Три хореографии, включенные в программу, дополняют друг друга и отражают профиль труппы». Скажу откровенно, учитывая мои давние дружеские отношения с Ж.Мартинезм, встреча с ним и его труппой была необычайно желанной и в то же время волнительной, так как три премьерные пьесы, выбранные для парижской публики, пресыщенной танцевальными спектаклями, могли произвести неоднозначное впечатление. Мои волнения оказались напрасными: по окончании каждой пьесы в зрительном зале разрастались бурные овации и  восторженные возгласы «браво»! Что же было показано парижской публике? Программа была построена превосходно – на смешении красоты и юмора, мечты и реальности, поэзии и мистики.

Espagne_N2

     Вечер открыла пьеса «Sub» в хореографии Ицека Галили на музыку Микаэля Гордона. Вошедшая в репертуар НТТИ в 2013 году, «эта пьеса требует много силы, энергии и приводит танцовщиков почти к полному изнеможению», – сказал Ж.Мартинез. И.Галили, талантливый израильский хореограф, лауреат многих премий, является автором более 50-и пьес. Они украшают репертуары известных балетных трупп. «Sub» – произведение чрезвычайно сложное и загадочное. На сумрачной задымленной сцене поочередно появляются, словно призраки, семь босоногих парней. С рельефными нагими торсами и в черных коротких юбках, они похожи на группу современных шаманов. Одержимые гипнотической музыкой, крепкие парни динамично и ритмично движутся как бы в трансе, коллективно исполняя ритуальный танец. Его основу составляют интересные, непрерывно изменяющиеся ансамбли. С причудливой жестикуляцией, часто синхронные и линейные, они трансформируются весьма специфично, как бы по схеме цепной реакции, то есть одинаковые движения артисты исполняют в строгой последовательности. Ансамбли формируются и распадаются, но танцевальный поток остается предельно напряженным. Зрителю порой даже трудно дышать из-за визуально физически слишком высокого энергетического накала, постоянно царящего в танцевальном действии, которое протекает в атмосфере мистики. Её формирует сложная партитура света, благодаря которой тело каждого артиста имеет индивидуальную подсветку, что делает его более рельефным и контрастным. Линии маленьких ламп, расположенные вдоль задника и авансцены, позволяют осуществлять световые эффекты. В синхронных, часто изменяющихся ансамблях периодически возникают яркие соло и дуэты: они впечатляют текучей пластикой и танцевальной лексикой. Хореограф сполна проявил свой талант прежде всего в специфической лексике и хореографических связках, созданных с богатой выдумкой и новацией. Танцевальное действие протекает стремительно и напряженно, захватывая бурной энергией и экспрессией исполнителей. Непрерывный танцевальный поток порой меняет свою интенсивность, что происходит в полном соответствии с монохромной музыкой М.Гордона. Минималистская по диапазону звуков и однообразная по характеру их воспроизведения музыка с многочисленными повторами простых фраз составляет основу хореографического действа. Музыка определяет темпы и характер танца; он не имеет драматургического развития и может проистекать  бесконечно. Но пьеса длится только 23 минуты.

Espagne_N3

     Пьеса «Extremely close» в постановке Алехандро Черрудо на музыку Филипа Гласса и Дастина О’Халлорана вошла в репертуар НТТИ в 2012 году. «Моя цель представить очень разные личности и таланты. Пьеса «Extremely close», антитеза опусу И.Галили «Sub», соткана из нежности, время здесь как бы подвешено. И.Килиан оказал большое влияние на А.Черрудо, он был танцовщиком в его труппе». А.Черрудо начал карьеру танцовщика в Мадриде в 1998 году, танцевал в разных труппах. С 2005 года работает в Чикаго в труппе Le Hubbard Street Dance, в которой пять лет является хореографом-резидентом. Пьеса «Extremely close» (22 минуты) создана для восьми танцовщиков под впечатлением концептуального искусства. Она завораживает динамикой и визуальными новациями. Опираясь на повторяющиеся пассажи музыки Ф.Гласса и Д.О’Халлорана, хореограф увлекает нас в удивительный мир элегантных движений, которые постепенно замедляются и погружают нас в атмосферу полного минимализма. Танцевальное действие развивается на темной сцене, сплошь усыпанной белыми перьями. При движении танцовщиков они причудливо взлетают над сценой, создавая одновременно и ореол, и поэтическую атмосферу. В ходе представления по сцене периодически скользят три серые квадратные стенки: они придают сценографии динамику и служат фоном для танцевальных соло и дуэтов, трио и квартетов, из которых органично составлен хореографический дивертисмент. Стенки мягко и загадочно передвигаются по сцене, исполняя свои «сценографические соло», порой сливаясь в дуэты и трио. В этом таинственном лабиринте скользящих стенок (сценограф – Том Виссер) мистически возникают и вскоре исчезают разнообразные танцы. Они пленяют нежной текучей лексикой и мягкими лирическими связками. Музыка Ф.Гласса оживает в причудливых пластических формах и диковинных метаморфозах. В финале опуса хореограф преподносит зрителям обворожительный сюрприз: после великолепной серии таинственных и абстрактных танцев на сцене рождается под хрустальные звуки рояля любовный дуэт. Большое па-де-де, дивной красоты и сильного чувства, своим идиллическим волшебством захватывает не только все сценическое пространство, но и весь зрительный зал. Высочайшее искусство танцевального дуэта останавливает дыхание зрителей. Апогеем дуэта является нежный поцелуй, в котором артисты долго парят над сценой, широко распластав руки, словно крылья лебедей. Но потом Танцовщица погибает, её тело опадает на пушистый ковер белых перьев. Потрясенный горем, Танцовщик выходит на авансцену и, содрав с неё черный покров, героически тащит его, словно могучий титан, через всю сцену, всё увлекая в бесконечную темноту!          

Espagne_N4

      Во втором отделении была показана пьеса «Casi Casa» в хореографии Матса Эка с декорациями и костюмами Педера Фрейджа (44 минуты). Она вошла в репертуар МТТИ в 2014 году. «Как многие пьесы М.Эка, «Casi Casa» рассказывает о повседневной жизни людей в её разнообразии. В этой пьесе М.Эк опирается на хореографию балета «Квартира» (2000), созданного для Парижской оперы. Пьесу открывает «соло на кресле» с персонажем, проходящем через разные сценические картины, рассказывающие о человеческих отношениях, любви, ненависти, трудности общения. Стиль здесь еще более динамичный, более сжатый, чем в «Квартире», и поэтому требует возможно большей отдачи от исполнителей. Но, как всегда у М.Эка, здесь всё заранее расписано и нет места для импровизации. Для танцовщиков труппы это почти классический балет», – сказал Ж.Мартинез. В пьесе «Casi Casa», обновленной версии «Квартиры», звучит та же музыка шведского квартета Fleshquartet. Возвращение хореографа к своему старому произведению было вполне оправданным – новый вариант получился более яркий и рельефный, но не идеальный, так как порой все-таки проявляется некоторая аморфность, тягучесть. В «Квартире» было 10 сценических картин, в «Casi Casa» – 7, среди них – 5 картин старых и две новых. Пьеса начинается со старой картины «Телевизор», в которой в свое время солировал Ж.Мартинез. Теперь это соло великолепно исполняет Люсио Видаль, одаренный танцовщик НТТИ. Возле большого кресла он проделывает интересную пантомиму, искусно придуманную М.Эком. В драматической картине «Кухня» идет напряженный и острый пластический диалог: возле дымящейся электрической печки семейная пара выясняет свои сложные отношения, используя графически жесткую лексику хореографа. Под надрывные звуки саксофона происходит семейный разрыв – она уходит, но вскоре возвращается, достает из печки обуглившегося ребенка и вручает его супругу. Тот в шоке с ним катается по полу. Пьесу «Casi Casa» украшает старая картина «Пылесос», составленная из женских соло и дуэтов, трио и квартетов. Наибольшее впечатление производит забавный квинтет: занимаясь одновременно уборкой и болтовней, танцовщицы синхронно выплясывают с пылесосами под ритмичную музыкальную тему, ловко проделывая каскады эффектных па. В четвертой картине царит большое па-де-де, которое как и прежде завораживает красотой лирического танца. Под дивную ностальгическую мелодию он начинается возле белой двери, которая по началу разделяет влюбленных. Но они встречаются: их интимный дуэт пленяет яркой экспрессией и пластической кантиленой; танец насыщен лексическими находками и оригинальными связками. Па-де-де с обилием причудливых жестов, поддержек и пируэтов – несомненное достоинство пьесы. Неожиданно пара влюбленных исчезает за дверью, и пустую темную сцену опутывают полосатые ленты полиции, ограждающие зону несчастного случая или криминального происшествия. Звучит музыка шведского квартета Fleshquartet. В «Квартире» музыканты квартета находились на сцене, теперь же музыка звучит в записи и слишком долго, поэтому такая   интерлюдия не производит должного эффекта. Пьесу завершает впечатляющая картина: в ней участвуют разные по численности группы артистов, поочередно танцующие в синхронных ансамблях, насыщенных причудливой акробатикой и графической жестикуляцией. Здесь же идут и сольные выступления центрального персонажа в черной шляпе. В финале на сцене лихо отплясывают все 11 исполнителей, восхищая публику свой    экспрессией и энергетикой.  На первое представление НТТИ в Театре Елисейских Полей собрались  многочисленные поклонники и друзья Ж.Мартинеза, парижские балетоманы и журналисты. В центральной ложе среди почетных гостей находились знаменитости: Анна Лагуна, танцовщица, ассистент и супруга М.Эка; Брижитт Лефевр и Бенджамен Мильпье, недавний и новый директор балета Парижской оперы; звезды и педагоги парижской труппы. Выступать перед профессионалами такого высокого уровня чрезвычайно сложно и ответственно. Несмотря на это, труппа блистательно продемонстрировала свое высокое танцевальное мастерство, её дебют в Париже увенчался огромным успехом. Премьерная для Франции программа оказалась настольно интересной, была исполнена артистами с такой самоотдачей, что стала истинным подарком, который Жозе Мартинез любовно подготовил и с радостью преподнес Парижу. Теперь Париж, восхищенный и покоренный прекрасным искусством Национальной Труппы Танца Испании, с нетерпением будет ждать новых и новых встреч!    

 

Crédit photos : Фотографии с разрешения Compagnie Nationale de Danse D’Espagne, Jesus Vallinas.