«Санкт-Петербургский Щелкунчик» в Париже!

На сцене парижского Дворца конгрессов Санкт-Петербургский театр балета Константина Тачкина показал в новой версии знаменитый шедевр П.Чайковского, созданный на сюжет известной сказки Э.Гофмана.
Согласно новому либретто, написанному по сценарию М.Петипа, балетное действие перенесено из небольшого немецкого города в столицу Российской империи. Сказочная история происходит в начале ХХ века в доме петербургского кондитера Петра Абрикосова.
Подлинным событием нового спектакля явилось участие в нем Ирины Колесниковой – лучезарной звезды труппы.

Первая картина I акта. Кабинет Дроссельмейера

Первая картина I акта. Кабинет Дроссельмейера

Санкт-Петербургский театр балета Константина Тачкина (SPBT) – это единственный балетный театр России, который существует без государственных субсидий и работает в самостоятельном режиме. Сегодня в  труппе 65 артистов, большинство из них – выпускники Академии русского балета имени А.Вагановой. Репертуар театра включает великие шедевры балетной классики. Спектакли всегда сопровождаются собственным оркестром, включающим 40 музыкантов, что дает представлениям живое музыкальное дыхание, но делает гастроли дороже. К тому же, в каждой поездке этого большого коллектива добавляется и более 10 тонн декораций.

Благодаря своему богатому классическому репертуару, театр, за 17 лет существования, обрел большую популярность у широкой публики во многих странах. Мировую известность труппе принесло феноменальное искусство примы-балерины Ирины Колесниковой, сформировавшейся в вагановской Академии. Ирина обладает совершенной техникой и ярой индивидуальностью. «У нее особый динамизм движения и «громкая» пластика» – пишут специалисты. И.Колесникова является не только гордостью труппы, но и ее подлинным сокровищем.

В октябре 2007 года на престижной сцене Театра Елисейских Полей состоялся парижский дебют SPBT. В нынешнем сезоне европейское турне труппы также начинается во Франции: после выступлений в Париже будет дано 100 представлений в 50-и городах. В программу гастролей SPBT включены два знаменитых балета Чайковского – «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», недавно получивший название «Санкт-Петербургский Щелкунчик», так как балет теперь идет в новой версии известной сказки Э.Гофмана. Этот премьерный спектакль был показан 4 и 5 октября в Петербурге, в рамках сезонов Ирины Колесниковой.  А уже 2-4 ноября его увидели в Париже: во Дворце конгрессов, вмещающем 3600 зрителей, балет был показан шесть раз и при полном аншлаге!

Четвертая картина I акта. Рождественский праздник в гостиной.

Четвертая картина I акта. Рождественский праздник в гостиной.

Либретто для «Санкт-Петербургского Щелкунчика» написал основатель и руководитель театра – К.Тачкин. Свою цель он пояснил так: «Мы специально обошли классические подходы, чтобы создать спектакль удивительной оригинальности. Несомненно, что «Санкт-Петербургский Щелкунчик» станет самым знаменитым в мире». Нужно надеяться, что так оно и будет. Ведь над постановкой спектакля работали большие мастера. Хореограф-постановщик – Елена Кузьмина, сделавшая успешную артистическую карьеру в Санкт-Петербургском театре балета Бориса Эйфмана; в 2003 году она получила диплом хореографа в Академии русского балета имени А.Вагановой. Декорации создал именитый Владимир Фирер – профессор и заведующий кафедрой сценографии и театрального костюма Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Автор костюмов – Галина Соловьева, проживающая в Нью-Йорке, с которой театр имеет давние творческие связи. В результате плодотворного сотрудничества этого коллектива в репертуаре SPBT появился трехактный балет, включающий восемь картин и эпилог.

Согласно новому либретто, написанному по сценарию М.Петипа, балетное действие перенесено из небольшого немецкого города в столицу Российской империи. Сказочная история происходит в начале ХХ века в доме петербургского кондитера Петра Абрикосова. В рождественскую ночь в его элитной кондитерской оживают пирожные и зефиры, игрушки и куклы. Забавный Щелкунчик, которого Маша (дочь кондитера) получает в подарок от своего крестного (Дроссельмейер), на самом деле – Принц Зефир, но он превращен в куклу коварной волшебницей Мышильдой, Королевой мышей, обитающей в большой старинной книге на столе в кабинете Дроссельмейера.

Взяв на руки Щелкунчика, Маша засыпает и оказывается на столе у Дроссельмейера, где сталкивается с Мышильдой и ее армией мышей. С ними сражается Щелкунчик и пряничные солдатики. Выиграв сражение, Щелкунчик превращается в прекрасного Принца Зефира. Снежная королева приглашает Машу и Принца на набережную Невы, где они танцуют со Снежинками. На волшебных санях герои совершают путешествие в Город Сладостей, который, в действительности, является витриной кондитерской Петра Абрикосова. Маша получает из рук Королевы роскошную диадему и участвует в торжестве в честь спасения Принца. По окончании торжества Маша возвращается домой.

Четвертая картина I акта. Мишильда и Маша среди крыс.

Четвертая картина I акта. Мишильда и Маша среди крыс.

Каким же получился спектакль? Интересным, сказочным и очень красочным, хотя и недостаточно динамичным. Большой впечатляющий балет идет с двум антрактами почти два с половиной часа. Спектакль мог бы стать более ярким и сильным, если бы его действие проходило более лаконично и с одним антрактом, как это было в балете М.Петипа – Л.Иванова, и как это принято сегодня при постановках музыкальных произведений. Длинные антракты не только расхолаживают, но и утомляют публику, особенно детскую.

Для молодого хореографа создание такого большого спектакля стало серьезным экзаменом на творческую зрелость, и это трудное испытание Е.Кузьмина прошла успешно и с честью. Все балетные картины выстроены вполне профессионально и умело насыщены классическими и характерными танцами. Танцы кордебалета органично чередуются с номерами солистов, ансамбли формируют интересные и оригинальные композиции. Танцевальная лексика, правда, недостаточно богатая, но все-таки содержит новые элементы движений в сольных номерах и смелые новации в дуэтах. В балете есть множество явно удачных танцевальных сцен и картин, но есть также некоторые просчеты. Скажем, танец Тролля выглядит рыхлым и блеклым, а Русский танец кажется не вполне динамичным.

Несомненным достоинством новой постановки являются живописные декорации и костюмы, созданные с богатой фантазией и хорошим вкусом. Каждая картина балета впечатляет своим причудливым оформлением. Истинное восхищение вызывает изумительная по красоте панорама зимнего Санкт-Петербурга. Она появляется на заднике в трех балетных картинах, являясь как бы визуальным лейтмотивом всего спектакля.

Великолепие сценических костюмов идет по возрастающей. В первых балетных картинах доминируют строгие городские костюмы серого цвета, стилизованные под петербургскую моду начала ХХ века. Затем в картинах с мышами, искусно разодетых в богатые камзолы или рыцарскую броню, появляются пряничные солдатики в ярко красных мундирах. Сила и богатство цвета костюмов, а также их великолепие достигают апогея в последнем акте: буйство розового исходит от пушистых платьев танцовщиц и от париков танцовщиков кордебалета, которые прежде всего поражают изысканным кроем и благородным болотным цветом элегантных камзолов. На финальном торжестве в сказочно красивых нарядах появляются и герои балета – Маша и Принц Зефир. Все эти изумительные костюмы, наверняка, украсили бы самый респектабельный музей мира.

 

Вторая картина II акта. Сражение солдатиков с крысами.

Вторая картина II акта. Сражение солдатиков с крысами.

Третья картина II акта. «Снежные сугробы» на набережной Невы.

Третья картина II акта. «Снежные сугробы» на набережной Невы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Санкт-Петербургский Щелкунчик» – это не только фейерверк красочных костюмов, но подлинное пиршество прекрасного танца. Труппа демонстрирует исполнительский уровень вполне достойный для нового, еще не вполне окрепшего, после рождения, спектакля. Хорошая танцевальная техника артистов, их высокая музыкальность и чарующая молодость доставляют публике истинное наслаждение и вызывают горячие аплодисменты.

Третья картина II акта. «Снежные сугробы» на набережной Невы.

Третья картина II акта. «Снежные сугробы» на набережной Невы.

Поэтическая картина «Вальс снежинок» предстает на фоне дивной панорамы зимнего Санкт-Петербурга. Застывшие на сцене небольшие группы женского кордебалета вначале прикрыты сверкающей белой вуалью, что создает иллюзию снежных сугробов. С развитием музыки, когда вуали слетают, балерины, в нарядах Снежинок, вдруг оживают и разлетаются в причудливых ансамблях, но хореографическим кружевам все-таки не хватает поэтических полутонов и утонченных нюансов, присутствующих в партитуре Чайковского, которая теперь в этой картине, к большому сожалению, потеряла детские хоры. Балерины демонстрируют танцевальное мастерство в полном внутреннем единстве, что делает танец гармоничным и синхронным. Среди Снежинок особенно ярко сверкает своим исполнительским искусством солирующая Ольга Павлова. В роли Снежной королевы юная и прелестная балерина уверенно и ярко проявляет свой высокий артистический потенциал, позволяющий ей уже сегодня танцевать сложные центральные партии.

Успешно выступили многие артисты, исполнившие танцевальные номера, наиболее впечатляющие в ходе третьего акта: танцы испанский, китайский, восточный, русский и па-де-труа вместе с Розовым вальсом кордебалета составили роскошную танцевальную феерию на праздничном торжестве в честь спасения Принца Зефира.

Подлинным событием нового спектакля явилось участие в нем Ирины Колесниковой – лучезарной звезды труппы. Она появляется во втором акте в роли Маши, оказавшейся в сказочном сновидении. Прославленная балерина и ее элегантный партнер – Дмитрий Акулин, исполняющий партию Принца Зефира, чаруют вдохновенным и одухотворенным танцем, искусно воспевая целомудренный романтизм и великолепие балетной классики. Но для Ирины – балерины огромного творческого масштаба, как артистического, так и танцевального, партия Маши – все-таки слишком мала и слаба, как психологически, так и технически. Эта партия, к сожалению, не дала возможность балерине сполна отразить все грани ее огромного таланта, исполнительское совершенство и силу ее личности.

Casse-Noisette-StPetersburg-07

Финал III акта. Апофеоз торжества в честь Принца Зефира.

Важнейшим компонентом балетного спектакля, конечно же, является прекрасная музыка Чайковского. Она обворожительно прозвучала в исполнении оркестра SPBT под управлением Вадима Никитина. Одаренному дирижеру и музыкантам оркестра удалось превосходно выразить красоту и гармонию партитуры, ее мелодичность и сказочность. Браво. маэстро!

В преддверии Рождества и нового года повсюду в мире идет всеми любимый балет «Щелкунчик». Каждая балетная труппа танцует свою версию этого спектакля. В год 120-летия «Щелкунчика» – гениального творения Чайковского – Петипа – Иванова, в театре К.Тачкина родился «Санкт-Петербургский Щелкунчик». Со временем он, несомненно, достигнет полного совершенства, возможно, даже станет своеобразной визитной карточкой труппы.

В ноябре – декабре месяце спектакль можно увидеть в 28 городах Франции. В Париже балет появится на сцене знаменитого зала «Олимпия» 1-3  ноября 2013 года.

Гастрольный график «Санкт-Петербургского Щелкунчика» приведен на двух сайтах – www.spbt.ruwww.irinakolesnikova.com

 Фото : Андрей Клемешов