«Красавица и Чудовище » Кристофа Ганса: ни уму, ни сердцу.

Одним из кинособытий февраля заранее объявили  новую версию, кажется девятую по счёту, «Красавицы и Чудовища»(La belle et la Bête). И было отчего: после грандиозного Каннского успеха «Жизни Адели»  все ждали нового появления на экране Леы Сейду, в одночасье  после Канн объявленной блестящей актрисой и вообще звездой. К тому же   партнёром Леы по фильму оказался Венсaн Кассель. Интерес, несомненно, подогревался и тем фактом, что  Кристоф Ганс  осмелился на новую адаптацию «La belle et la Bête» в стране, где все ещё помнят фильм 1946 года Жана Кокто с Жаном Маре, ставший с тех пор культовым. Ну, и конечно, сам Ганс, считающийся во Франции одним из главных специалистов по барочной мистике и спецэффектам.

 

Gans-belle-bete-01Что получилось?  Фильм Ганса начинается с  кадра, в котором мама читает сказку своим  маленьким детям. Картинки из красивой  книжки на наших глазах оживают, а сама мама при ближайшем рассмотрении и оказывается главной героиней  истории, о которой пойдет речь. Весь фильм и воспринимается как вот такая  развёрнутая иллюстрация маминой истории. Не притча,  не вечный сюжет, а в самом деле сказка для детей. Фильм визуально помпезный, зрелищно довольно красивый, но не вызывающий эмоций. Да и смыслы никакие новые не считываются: несмотря на новые технологии, картинка получилась довольно плоской. Режиссёр говорит, что фильм рассчитан на зрителей «от 7 до 77». Не уверена.

Авторство «Красавицы и Чудовища » принадлежит  не  Шарлю Перро, как иногда ошибочно считают, но двум француженкам-писательницам 18 века. Впервые  этот  сюжет появился в  1740 году в форме романа, написанного  Габриэль-Сюзанн де Вильнев. Роман  был очень  длинный и запутанный. 17 лет спустя появилось издание  Жанны-Мари Лепренс де Бомон: мадам де Бомон  роман «Красавица и Чудовище» сильно сократила и превратила в настоящую волшебную сказку с морализаторским концом в духе эпохи. В таком виде она в основном и получила известность.

Gans-belle-bete-02Напомним сюжет (история «Аленького цветочка» Аксакова немного отлична от французского оригинала). Богатый купец жил в  городе с тремя  дочерями, самая юная, была названа Белль (по-французски Belle — «Красавица», но здесь это еще и имя собственное), потому что в отличие  от своих эгоистичных сестёр, она и добра и хороша собой. Случается, что купец теряет всё своё богатство в бурю на море, из-за чего он с детьми вынужден переселиться из города в небольшой сельский домик. Спустя несколько лет купец узнает, что одно из его торговых судов, прибыло обратно в порт, избежав участи своих сотоварищей, поэтому он возвращается в город, обешая дочерям подарки. Обе его старшие дочери попросили наряды и драгоценности, а Белль удовлетворилась пожеланием розы, так они не произрастали в сельской глуши. В городе купец, обнаруживает, что груз сего судна был конфискован в уплату долгов. Возвращаясь домой, он теряется в лесу, где находит великолепный замок со столами, уставленными яствами, которые приготовил для него невидимый хозяин замка. Кроме того, он одаривает купца богатыми подарками. На следующее утро, уже  собравшись в дорогу, купец, вспомнив про подарок для Белль, срывает в саду розу. И тут  появляется  отвратительный Зверь, который говорит ему, что тот украл самое ценное, что было во всём владении, презрев его гостеприимство, и за это должен поплатиться жизнью.

Gans-belle-bete-03Чудовище все же соглашается  отпустить купца, но он сам или младшая дочь должны непременно вернуться, иначе все его близкие погибнут. В фильме Ганса Чудовище требует возвращения только самого купца: Белль сама делает выбор принести себя в жертву, чтобы спасти отца («все помнят, что наша мать умерла, родив меня, теперь мой отец должен умереть из-за моей прихоти, я этого не допущу»). Главное ноу-хау режиссёра: компьютерная графика. Лесная чаща, каравеллы на море, заколдованный готический замок с садом, горами и долами, и даже  сцены во французском селении, вроде бы не нуждающиеся в спецэффектах, и те совершенно очевидно сняты на фоне  компьютерных декораций (весь фильм снимался в Берлине на студии Бабельсберг). А уж идея замка с увитыми розами разных оттенков интерьерами и экстерьерами, вообще настолько  увлекла  режиссера, что одни и те же  кадры повторяются  бесконечное количество раз. Все вместе сильно напоминает анимацию. Все кажется ненастоящим. На фоне этих декораций так же  утрированно-театрально играют сестры и папа – в этой роли известный французский актер Андре Дюссолье. Сама Леа, храбрая милашка с золотыми локонами, которая бегает туда-сюда в умопомрочительных  платьях разных цветов, напоминает принцесс и прочих  бравых  Кики из анимационных фильмов  Хаяо Миядзаки.  При том, что те вызывают больше эмоционального сопряжения.

 

Gans-belle-bete-05Gans-belle-bete-04Другие сюжетные новшества картины: У Белль появились три брата, один из них мот, задолжавший местным разбойникам-пиратам, и те решают с ним разобраться, угрожая его семье. Тот приглашает бандитов в замок, где, судя по украшениям сестрицы, сокровищ видимо-невидимо. Кроме того, Ганс решил  подробно объяснить, отчего Принца

постигла такая кара, вставив, как в матрёшку, в историю Красавицы и Чудовища совсем другую историю (вопреки заверениям режиссера о возвращении его версии к первоисточнику, она не имеет ничего общего с романом мадам де Вильнев). Белль во сне соприкасается с параллельным миром, позволяющим ей воссоздать  через цепочку флешбэков прошлую жизнь Принца. Оказывается,  Принц был одержим идеей убить  волшебную лань, и охотился за ней каждый день. Его любимая  красавица – жена, молит  его оставить эту затею, и он обещает. Но слово не сдерживает. Золотая стрела настигает лань, и, умирая,  та превращается в  красавицу-жену: оказывается, она дочь Божества леса, и  тот не преминет наказать принца, несмотря на мольбу дочери пощадить ее любимого. Так что Белль, спасающая Принца своей любовью, в какой-то степени аватар умершей Принцессы. Беда в том, что в каждом кадре Ганса преследует ощущение дежа вю. Можно поиграть, поискать что откуда. Ну, например, что там какая-то злая фея. Здесь появляется Божество леса, явно вышедшее из «Принцессы  Мононокэ» (лес великого божества Сисигами), а вместе с ним политкорректная  идея о том, что попытки разрушения человеком природного мира наказуемы.  А земля  под ногами бандитов, оживающая в виде Ходячих Колоссов, (Shadow of theColossus) напоминает и игру с одноименным названием, влияние которой, впрочем, Кристоф Ганс и не отрицает, и  все ту же «Принцессу Мононокэ». Банда пиратов, главарь шайки, связанный с  цыганкой-прорицательницей, все явно навеяны «Пиратами Карибского моря». Список можно было бы продолжить, но тут каждый зритель без проблем придумает свой.

Gans-belle-bete-06 Компьютерная графика воссоздаёт  не только красивые интерьеры готического замка, лабиринты садов, колючий кустарник, оживающий пурпурными розами, зловещие кущи, но и Чудовище. Персонаж Венсана Касселя какой-то гибрид – внешне он очень похож на придуманное Жаном Кокто существо с головой льва, камзолом и повадками Вельможи, только львиная голова в компьютерной графике вышла более приглаженно-лощёной. При этом  повадки Чудовища  еще и испытали влияние новомодных историй про вампиров-оборотней: в минуты тоски не может устоять, чтобы не поохотиться и не разорвать какого-нибудь кабана, да ещё в присутствии Белль. Вообще, за что бедняжка полюбила это игрушечное Чудовище с замашками  кровожадного оборотня, не ясно, ни любви, ни жалости персонаж Касселя не вызывает. Поклонники Ганса явно вспомнят, что Венсан Кассель сыграл повелителя Зверя в «Le pacte des loups» (Братство волка), самом удачном мистическом фильме режиссера на сегодняшний день. Ничего общего, кроме намерений, не имеющего с  нынешней «Красавицей и Чудовищем». В  смысле готических страшилок:  в роли одержимого сатаной монаха в мистическом триллере Доминика Молля «Монах»(2011) Кассель  впечатлял гораздо сильнее, чем в прикидывающейся  мистической компьютерной игрушке Ганса.

Финал  фильма  и вовсе  из какой-то сентиментальной  буржуазной драмы –  Белль и Чудовище теперь живут как простые фермеры, Принц  после чудесного избавления забросил наследный замок  и превратился  в садовника. Правда, последний кадр наверняка принесёт долгожданную награду поклонникам актёра: Кассель наконец продемонстрировал свой фирменный  стиль одного из главных мачо мирового кинематографа, поцеловав женушку своим самым-самым  неотразимым  поцелуем.

 

Gans-belle-bete-08

Gans-belle-bete-07

Союз Красавицы и Чудовища на обложке журнала «Première» выглядит много пикантней, чем в фильме.

В итоге, самые симпатичные и запоминающиеся  персонажи картины – живущие во дворце  чудные существа, напоминающие чебурашек  с огромными глазами. Да ещё дети, которым Леа Сейду рассказывает сказку своей жизни. Да, кстати, тут самое время вспомнить, что  спродюсирован амбициозный фильм  Жеромом Сейду, дедушкой  Леы, нынешним президентом  знаменитой французской кинокомпании Pathé. Кстати, первая киноадаптация в  1899 тоже была снята на Pathé. В защиту Кристофа  Ганса можно сказать, что  его продукция обошлась всего в 40 миллионов  евро против  250 миллионов долларов, затраченных Тимом Бертоном на великолепную «Алису в стране чудес». Отметим, что  издательство Gallimard Jeunesse уже опубликовало  романную версию  фильма, богато иллюстрированную фотографиями.

Параллельно к выходу фильма приурочили издание комикса «Красавица и Чудовище» (Bamboo édition), в котором сюжет сказки обработан в жанре фэнтези, в частности там появится Корабль Чудовища, который охотится за нечистыми душами (авторам явно не дает покоя успех « Пиратов Карибского моря»). Теперь остаётся только  ждать версию мексиканца   Гиллермо дель Торо с Эммой Ватсон в роли Белль.