Опера-концерт – альтернатива режиссёрскому беспределу?

Théâtre de la Monnaie, Bruxelles

В этом сезоне в Брюсселе показали три оперы в концертном варианте Демона »А.Рубинштейна; « Ринальдо »Г.Генделя; « Андриану Лекуврер »Ф.Чилеа. Эти оперы- концерты в корне отличаются от большинства оперных спектаклей, когда режиссер пытается что-то сотворить с музыкальным текстом и с либретто, не вникая  ни в то, ни в другое, а, занимаясь, главным образом, собственным продвижением. 

     Этим грешат русские оперные режиссеры (ярчайший пример – Дмитрий Черняков, или Дмитрий Бертман),  а на Западе их столько, что и не перечислить. Немецкий режиссер Андреа Брет удивляет каждой своей постановкой, но ее «Травиата» в Ла Монне (Théâtre de la Monnaie,2013) произвела столь шоковое впечатление, что свистки из зала начинались с первой сцены и не прекращались до финала. Так что директору театра  Питеру Де Калуве приходилось ежевечерне выходить  до начала спектакля к публике и просить ее не спешить с выводами, а досмотреть  постановку до конца. Несколько лет назад в одной из моих оперных статей я посоветовала зрителям, которые планировали пойти на оперу, обязательно проверить, кто являлся постановщиком, и что и как он ставил, иначе можно оказаться не на том спектакле, который они надеялись увидеть. Онегина покажут в любовной связи с Ленским, а саму оперу превратят в Чеховскую пьесу, с чаепитием за столом, смехом и рюмочным звоном, из Трубадура Манрико  сделают солдата Вермахта во Вторую Мировую, Кабаниха и Дикой («Катя Кабанова» Яначека) своими любовными утехами заслонят драму Кати Кабановой. Подобные постановщики не заботятся о произведении, им недосуг заглянуть в историю страны, их усилия направлены на  создание чего- то оригинального, как они это понимают. Когда- то в беседе со мной бывший директор Парижской оперы ( 1995-2004) Юг Галь сказал, отвечая на мою жалобу по поводу плохих постановок: «Меня это не волнует. Я закрываю глаза и наслаждаюсь музыкой». Но зачем тогда идти в театр? Закрыть глаза можно и дома с компакт диском.

La Monnaie Bruxelles

Théâtre de la Monnaie

       Опера в концертном исполнении является идеальным выходом из этой ситуации благодаря отсутствию раздражающих  факторов и усилиям театров по привлечению первоклассных исполнителей. В этом случае от солистов требуется хорошо исполнить свои партии, а от оркестра и дирижера понять и реализовать творение композитора. Это они умеют делать. Одной из причин появления трех опер- концертов, следовавших одна за другой, стало закрытие на ремонт  Брюссельского оперного театра Ла Монне до конца этого года, а помещение королевского цирка, в котором теперь  идут оперные спектакли, подходит не для всех постановок. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В самом конце 2015 года публике была предложена опера «Демон» Антона Рубинштейна. Через три недели меломаны услышали «Ринальдо» Генделя, и последней на данный момент стала опера «Адриана Лекуврер» итальянского композитора Франческо Чилеа (все три представления шли  в помещении Palais des Beaux-Arts).

Palais des Beaux-Arts

Palais des Beaux-Arts

      Эти три оперы имеют общую черту- они статичны, и чтобы как то оживить сцену во время длинных хоровых партий или длинных дуэтов режиссерам приходится изобретать много трюков.  Статичностью грешат многие оперы, но это не препятствует их постановкам. Разница в том, что  эти три оперы не входят в мейнстрим, не столь востребованы публикой, как, скажем, «Травиата» или «Кармен».  На последние публика ринется покупать билеты, даже если состав исполнителей будет не звездным. А вот с «Демоном» или «Ринальдо» у театров уверенности нет.  Неизвестно, как будет реагировать публика, если ей предложить малоизвестную, редко исполняемую оперу со средним составом исполнителей. С концертным исполнением опер дело обстоит легче. Главное  для театров- затрат меньше, хлопот меньше. Немаловажным фактором является то, что, как ни удивительно, легче заполучить первоклассных солистов. А солистов привлекают возможности выступить в новой роли, тем более, если им не надо тратить пять недель на репетиционный процесс. Искушенная публика это знает, и на два (как обычно) концертных исполнения  оперы билеты расходятся быстро.  В трех операх-концертах выступили выдающиеся солисты, которые  не часто появляются в провинциальном Брюсселе.  Потому эти представления стали  запоминающимися.

ДЕМОН

Все началось с «Демона» в конце декабря. Дирижировать «Демоном» был приглашен Михаил Татарников, музыкальный руководитель Санкт-Петербургского Михайловского театра, который за год до этого дирижировал «Демоном» в Москве (тоже в концертном исполнении), где в главной роли выступил Дмитрий Хворостовский. Хотя в Брюсселе Дмитрия Хворостовского не было,  состав исполнителей был сильным, с преобладанием русских и русскоговорящих солистов. Партию Демона исполнил литовский бас-баритон Костас Сморигинас, а партию Тамары  –  Вероника Джиоева.  «Я считаю полезным послушать оперу в концерте, – считает Михаил Татарников. – Музыканты могут расслабиться и сосредоточиться на музыке. Солисты всегда поют  лучше, так как им не надо думать об актерской игре. Опера в концерте дает возможность лучше оценить чистую эстетику музыки. В «Демоне» солистам  нужно быть также замечательными актерами, способными создать сложные образы главных героев Демона и Тамары». «Опера «Демон» требует  динамической постановки, иначе она статична и может стать скучной. Композитор Антон Рубинштейн был в конце XIX века главной движущей музыкальной силой и авторитетом в России, он создал много музыкальных произведений, но теперь его музыка редко исполняется. Еще при жизни он часто слышал упреки в излишнем академизме и консерватизме, особенно по сравнению с его современниками Листом и Вагнером. Оперы Антона Рубинштейна отработаны до мельчайших деталей, но при этом мы упираемся иногда в пустые места или слишком длинные пассажи. Вот потому обычно «Демон» дается с купюрами. То же самое было в Брюсселе. Дирижер, начиная с оркестрового  вступления,  раскрыл фантастический  характер музыки и комплексный образ героя.  Музыка- сочетание ориентализма, при этом сам сюжет дал композитору право его использовать, плюс  западные тенденции в стиле, который любил Чайковский, и русский мелодизм, напоминающий  оперную музыку Римского -Корсакова. Все это было замечательно исполнено как хором, так и оркестром под управлением Михаила Татарникова, и солистами.  Оркестр Ла Монне под его управлением естественно и последовательно выразил романтизм  и даже сентиментализм героини, логически переходя к драматическим моментам и трагическому финалу, в котором герой остается опустошенным и одиноким.

Вероника Джиоева

Вероника Джиоева

       Публика только выиграла от концертного исполнения, многие впервые услышали  интересную оперу с большой хоровой партией, которой славилось произведение Рубинштейна. Для исполнения оперы были приглашены три хора, что по выражению Михаила Татарникова, для  большинства оперных театров – вещь невозможная из-за затрат.  Именно хор оставил наиболее сильное впечатление. Ведь случается и нередко, что, не имея возможности оживить хоровые сцены, их исключают.

РИНАЛЬДО

     Опера Георга Фридриха Генделя «Ринальдо» стала первой итальянской оперой немецкого композитора, поставленной в Англии в 1711 году. Ее называют антологией лучших страниц Генделя, написанных им за три года пребывания в Италии. В либретто оперы свободно интерпретирован один из эпизодов знаменитой поэмы Торквадо Тассо «Освобожденный Иерусалим». Среди персонажей оперы рыцари – участники Первого Крестового похода и сарацины. Рыцарь Ринальдо любит Альмирену, дочь военачальника крестоносцев Гоффредо, по другую сторону находятся царь Иерусалима Аргант и волшебница Армида. В сюжете переплетены любовная драма, магия, обман, предательство.  Армида старается с помощью волшебства не дать победить крестоносцам, но в конце концов она и Гоффредо признают себя побежденными. Опера заканчивается всеобщим прощением и свадьбой Ринальдо и Альмирены. Звучит всех объединяющий большой хор. Некоторые страницы оперы остаются до сих пор популярными и часто звучат в концертах, хотя сама опера ставится редко. За одну ночь после премьеры Гендель стал знаменитым. Публику поразила новизна музыки, прекрасные арии, богатая по тону оркестровка с большими партиями для духовых, соединение трогательных дуэтов и драматических сцен. Среди  исполнителей были виртуозы, которых Гендель  регулярно привозил из Италии.   В Брюсселе опера прозвучала в исполнении Ансамбля старинных инструментов Pomo d’Oro. Созданный в 2012 году, ансамбль исполняет преимущественно итальянскую музыку эпохи барокко, играя на старинных инструментах, и своей  задачей ставит популяризацию музыку барокко, будь то фестивали, концерты или европейские турне. Название, Pomo d’Oro, позаимствовано  у оперы Антонио Чести (1666 г.). Руководитель коллектива,  Стефано Монтанари, в течение 20 лет был первой скрипкой в Ансамбле старинных инструментов  в Византийской Академии в Равенне. Для интерпретации музыки Генделя были приглашены первоклассные солисты. Главную роль невесты Ринальдо Альмирены исполнило русское сопрано Юлия Лежнева. Молодая солистка, лауреат многих вокальных конкурсов, впервые заявила о себе в 2010 году на церемонии награждения Classical Brit в Лондоне и тут же получила приглашения от ведущих оперных театров Европы.  В 2015 году состоялся ее дебют в Ковент Гардене. Сильный, мелодичный голос,  способность создать трогательный образ героини, гибкость, виртуозная техника, которой она  выразила обуревающие ее чувства , любовь, боязнь обмана, и ревность   в сочетании с хрустальной музыкой и пленительным аккомпанементом с преобладанием струнных и клавесина  сделали этот вечер поистине незабываемым.  Партнером Юлии Лежневой был  аргентинский контр тенор Франко Фаджиоли. Солист тоже отличился замечательной виртуозностью и проникновением в образ своего героя, подчеркнув актерской игрой порывистость и искренность рыцаря Ринальдо. Эта партия очень известна, и арии из нее звучат на вокальных конкурсах.  Франко Фаджиоли выступает в ряде оперных театров Европы и участвует в музыкальных фестивалях.  Например в 2013 году он cпел в Зальцбурге в опере «Ромео и Джульетта»  Зингарелли. Особенно интересны были его дуэты с соперницей Альмирены волшебницей Армидой, роль которой исполнила канадская певица Карина Говин. Обладательница драматического сопрано, она специализируется в барочном репертуаре и  достигла в нем удивительной виртуозности. Дуэты с Ринальдо, сочетание глубокого голоса Карины Говин и Франко Фаджиоли  поражали своей эмоциональной напряженностью и гармоничностью.

АДРИАНА ЛЕКУВРЕР

Оперу итальянца Франческо Чилеа можно назвать «Между  вердизмом и веризмом». Впервые поставленная в Милане в 1902 году, опера быстро завоевала  популярность. Первым исполнителем главной партии Мориса Саксонского был Энрико Карузо, и эта роль оставалась одной из его самых любимых. С этой партии начинал свою карьеру в Нью Йоркском МЕТ Пласидо Доминго в 1964 году.Существует довольно большая дискография оперы с участием ведущих исполнителей  нашего времени. Но, несмотря на прекрасную музыку, «Адриана Лекуврер» не стала частью репертуара оперных театров, как например «Богема» или «Травиата», с которыми опера Чилеа имеет много общего. Причина заключается в ее статичности. В ней много длинных дуэтов и арий, много декламации, как монологов, так и драматических реплик, и это нервирует постановщиков, которые стараются, как обычно все оживить. Кроме того, увлекательное либретто, рассказывающее о любовной драме начала XVIII века (опера создана на основе одноименной пьесы Скриба и довольно точно следует истории жизни знаменитой французской актрисы АндриенныЛекуврер)трудно вообразить  в современной постановке, что тоже отпугивает нынешних режиссеров. Тем не менее, опера появляется на сцене, и теперь чаще, чем 20 лет назад,  по той причине, что  многие солисты хотят примерить на себя партии из «Адрианы Лекуврер». Среди последних традиционных постановок следует отметить венскую с участием Анджелы Георгиу в режиссуре англичанина Дэвида МакВикара в 2014 году.

     Франческо Чилеа является автором ряда опер, из которых только две приобрели известность: «Арлезианка» и «Адриана Лекуврер». Он был современником Пуччини и в своем творчестве отталкивался от  него, одновременно следуя идеям веризма. Это движение возникло как реакция на романтизм, и его сторонники предпочитали изображать на сцене не мифологических или античных героев, а обычных людей, что и делали Масканьи, Леонкавалло и Умберто Джордано. В Брюсселе опера-концерт «Адриана Лекуврер» поразила прекрасным составом исполнителей. При таком составе исполнителей никакая постановка не сделает оперу интереснее. За исключением двух солистов все певцы итальянцы. Дирижер Эвелино Пидо тоже итальянец , который часто дирижирует операми –концертами. В главной роли выступила  армянская певица Лиана Арутунян, оставившая незабываемое впечатление своим прекрасным голосом, поразительной техникой и страстной актерской игрой. Она  провела свою партию так, как будто от этого зависела ее судьба. Театр может гордиться, что смог привлечь такую  прекрасную певицу, уже завоевавшую публику от Петербурга до Амстердама, с ангажементами в МЕТе и в в Ковент Гардене. С ней может сравниться  по популярности испанское меццо сопрано  Даниела Барселллона, исполнившая роль принцессы Бульйонской, соперницы  Адрианы. Их выразительные дуэты были наполнены ревностью и болью. Роберто Фронтини в роли  Мишонне оттенил своим мягким бархатным баритоном глубокий объемный  голос Адрианы. Слабее других был Леонардо Кайми в роли Мориса. Его привлекательный тенор хорошо звучал в среднем регистре, но напрягался в верхнем, и иногда был недостаточно выразительным. Тем не менее, заключительный дуэт, напоминающий смерть Виолетты, достиг трагической силы. Дирижер выделил психологические моменты оперы, возможно, иногда излишне усиливая звучание оркестра. Но ничто не могло заглушить подобные  голоса.