Белоснежка вместо Лебедя – « Полина. Станцевать свою жизнь »

С 16 ноября 2016

На французские экраны вышел фильм Анжелена Прельжокажа «Polina. Danser sa vie»- это переработанная киноверсия одноименного комикса Бастьена Вивьеса, сделанная знаменитым французским балетмейстером совместно с женой, режиссером-документалистом Валери Мюллер. Понятно, что сюжет завязан на балете – чтобы сыграть историю юной балерины, прошедшей школу Большого, но нашедшей себя в современном танце, из 600 претенденток выбрали двадцатилетнюю выпускницу Вагановского училища Анастасию Шевцову (в отличие от своей героини, москвички, она родилась в Петербурге и ныне  балерина Мариинки). 

polina       

       Фильм делится на две три части, две первые точно следуют стереотипам. В первой, русской части, которую зачинает звонкая детская песенка «Только небо, только ветер только радость впереди»,  девочка из московского пригорода упорно постигает азы классического балета. Хотя можно сказать, что сама техника совершенных движений, которой учит главный хореограф, харизматичный, с загадочным прошлым Божинский (в этой роли равный сам себе Алексей Гуськов, наш самый сегодня экспортируемый актер для типажа «духовно сложного русского»), ее интересуют очень относительно: просто не хочется  подвести родителей, которые   идут на все жертвы, чтобы оплатить  обучение дочери в престижной школе.

polinaguskov

        Отец даже ввязывается в какие-то сомнительные операции с кавказской мафией (он по сценарию – грузин, но играет его известный  французский актер Мигло Миртчев), которые едва не стоили ему жизни. Понятно, что такие вложения нужно отрабатывать, хотя душа стремится к иному: возвращаясь домой после уроков танца, девочка предается импровизациям посреди заснеженного московского пейзажа. В этой части, все, кроме танца, мрачно-серое (чего стоят одни безликие башни спального района посреди промышленной зоны), и даже Большой, куда попадает в конце концов Полина, представлен лишь холодной и пустой красотой имперского декора. Настоящее потрясение для нее – не сцена знаменитого театра, где все сводится к строгой дисциплине (роль хранительницы высокой традиции хорошо поставленным голосом актрисы Малого играет Ирина Вавилова), а спектакль современного танца «Белоснежка» (одна из самых известных хореографий Прельжокажа), который привезли на гастроли французы. Увлеченная новой эстетикой и попутно, юным солистом французской труппы (приторный красавчик  Нильс Шнайдер), Анастасия следует за ними в Экс-ан Прованс. Здесь,  во французской стороне, ясное дело, все нарочито прекрасно: солнце, свет, плюс архитектурный изыск знаменитого  стеклянного куба «Черного павильона», где базируется труппа самого Прельжокажа.  И, конечно, тонкая, все понимающая хореограф современного танца с поэтическим именем Лирия, которая дарит юной дебютантке главную роль в новой версии «Белоснежки». Хореограф – Жюльетт Бинош.

polinabinoche

      В биографии актрисы  уже был опыт участия в спектакле британского хореографа Акрам Хана, тем не менее, чтобы сыграть Лирию,  она, как говорят,  тренировалась шесть месяцев. И, к слову, все вышло очень убедительно, но только зачем? Чтобы рассказать, как великолепно искусство Прельжокажа (Бинош здесь – его альтер эго, и объясняя Полине свое кредо, использует главные постулаты хореографа, «выразить телом бездны души», «танец это всегда – страдание от отсутствия Другого», «невозможность  любовного  слияния с этим Другим», «главный вопрос для танцора – не совершенство движения, а отчего рождается движение»). Но мажорное восхождение московской Золушки нарушается вторжением  непредвиденной случайности – несчастного случая во время репетиции. И другая  получает не только роль, но и ее место в сердце возлюбленного. Тут начинается новая, третья часть инициации героини: не желая вовращаться домой проигравшей, она безуспешно пытается получить место  в бельгийских труппах (отказывая в самоиронии во всем, что касается себя любимого, Прельжокаж дал Жану Фабру сыграть роль претенциозного до абсурда  хореографа-фламандца). И в результате оказывается официанткой в ночном баре Антверпена. Наверное, тут и начинается самое интересное, что позволяет фильму выйти из череды клише про классический балет на фоне примитивных диалогов, не подымающихся выше комикса, где даже великолепная Ксения Кутепова (мать героини) выглядит всего лишь дежурным персонажем. Не то, чтобы надуманный сценарий становится менее фальшивым, просто здесь главную роль начинает играть сам танец Прельжокажа. По сюжету, именно в Антверпене через страдания и опыт жизни, Полина проходит путь от формальной красивости техники балерины  к осознанию движения  как способа  передать  подлинные чувства и настоящую жизнь. Танец не как светлый  праздник, закодированная сказочная феерия,  но как  отражение  реальности или еще заклятие от ударов судьбы. (Хотя на самом деле, одно не противоречит другому, и лучший пример, сама  Настя, которой владение безупречной балетной техникой дает изумительную свободу для выражения в современном танце). Но ее эволюция идет даже дальше: Полина начинает видеть повседневные  движения людей как часть танца, и  берется  сочинять собственный танец. 

polinadanse

       Здесь же  она неожиданно встречает своего идеального  партнера. В этой роли неудавшегося танцора, дающего уроки хип-хопа подросткам из пригорода, на самом деле выступил солист Парижской Оперы Жереми Белингар. И это, может быть, главное открытие фильма. Белингар  оказался не только невероятно обаятелен и предельно достоверен как драматический актер, но он еще и  потрясающий исполнитель  современного танца:  композиции, которые поставил для него и Шевцовой  Анжелен Прельжокаж, танец в Атверпенском  порту и финальный  дуэт на фоне заснеженного пейзажа, снятый широким планом, – настоящие маленькие шедевры, секрет которых знает французский хореограф. И это убеждает сильнее, чем любые вербальные высказывании. Сама героиня прекрасна в танцевальных эпизодах (у Шевцовой нет дублерши, подвижная камера  предельно близко  следует за движениями танцовщицы на репетициях, большие танцевальные сцены снимаются в широком формате), и очень кинематографически  выразительна на бессловесных крупных планах (французская пресса в унисон писала о  волшебной киногении русской балерины), Но лишь открывает рот, выходит что-то до банальности плоское. Как и весь фильм, исключая танцы: в полную противоположность «Черному лебедю» Даррена Ароновски, в «Полине» не хватает кинематографически выстроенной истории, но есть  захватывающая хореография. 

Вместо заключения. Во французской прессе можно прочитать, что Анастасия Шевцова, подобно своей героине, собирается перейти к современному танцу, и, почему бы нет, стать хореографом. Ведь в конце концов, разве сам Анжелен Прельжокаж не проделал точно такой же путь?