Главная премия европейских меценатов, названная Fedora в честь русской героини итальянской оперы, открывает новую интернет платформу для голосования зрителей: приглашаются все

В  Париже был объявлен  список номинантов на  премию Fedora Prizes – это ассоциация европейских меценатов, созданная в январе 2014 года для поощрения креативных проектов предстоящего сезона в области балета и оперы. (Названа в честь оперы итальянского композитора Умберто Джордано по пьесе Викторьена Сарду, главная героиня которой – русская княгиня, и действие тесно связано с аристократическим кругом Петербурга конца 19 века). Главные призы – оперный от итальянской Страховой компании Generali (€150 тыс.), балетный – от ювелирного бренда  Van Cleef & Arpels (€100 тыс.). Первую премию 2015 года вручали в Парижской Опере, в 2016 году – в Милане в Ла Скала, в 2017 на -на фестивале в Зальцбурге. Где  в июне будут вручать премии победителям в этом году-пока не объявлено. В жюри обычно входят директора самых престижных театров мира, в этом году в шорт-лист вошло 32 заявки, поровну между балетом и оперой. Новшество этого года – Fedora получила поддержку Евросоюза, благодаря которой была создана интерактивная платформа: помимо жюри в этом году свой выбор могут сделать и пользователи интернета, проголосовав за понравившуюся заявку на сайте до 22 февраля 2018 https://www.fedora-platform.com – этот зрительский приз символический, но также престижный, утверждают организаторы. Кроме того, отдельно c  марта месяца стартует программа, адресованная частным меценатам. 

         

          В этом году в состав жюри входят  интендант Фламандской оперы Авиэль Кан, шведской королевской Оперы Брижитт Свенден,  худрук Неаполитанского Театро Сан Карло Паоло Пинамонти,  Барселонского театра Licieu Кристина Шепельман, президент ассоциации Opera Europa, объединяющей профессионалов оперы,   Николя Пейн  и другие.  Жюри балетной программы – художественные рководители балетных трупп: Николя Риш (Королевский балет Швеции), Орели Дюпон (Балетной труппа Парижской Оперы), Тед Брандсен (Нидерландский Национальный балет). Но также  их русские коллеги: Юрий Фатеев,  заведующий балетной труппой Мариинского театра , и худрук Баварского государственного балета Игорь Зеленский.

         Интересно посмотреть  подробнее список номинантов, потому что они дают возможность представить тенденции главных событий будущего сезона, как они видится профессионалам, осуществлявшим выбор работ для участия в конкурсе.

          Поскольку конкурс должен  служить привлечению к опере/ балету максимальной аудитории, одно из главных условий организаторов – объединять не меньше двух, а лучше три или более трупп, театров и  фестивалей  из разных стран, поэтому все участники конкурса – копродукции. И хотя официально  одна из главных задач Fedora поддержать молодые дарования и инновационные начинания,  в списке номинантов немало мастеров, которые под определение  начинающих дарований вряд ли подходят.

Николя Пейн, президент ассоциации Opera Europa, на пресс-конференции  Fedora Prizes.  Photo Ekaterina Bogopolskaia

Опера.

        Обращаем внимание на проект Ромео Кастеллуччи, который в новой постановке для Парижской Оперы, оратории Алессандро Скарлатти «Каин. Первое убийство» (1707).  продолжает разработку библейской темы . 

       По заказу Оперы Лилля композитор Жерар  Пессон написал музыку для  «Трех сказок»: режиссер, он же автор либретто, французский драматург Давида Леско объединит в один спектакль «Принцессу на горошине» Андерсена, «Черта на колокольне» По и рассказ «Шинель Пруста» итальянской журналистки Лоренцы Фоскини.

        Испанцы, режиссер Каликсто Бьейто и композитор Гектора Парра, собрались создать для Фламандской Оперы (Opera Vlaanderen) произведение на сюжет романа Гонкуровского лауреата Джонатана Литтелла «Благоволительницы», названный самим автором «познанием зла». В самом деле, тема для оперы странная: роман написан от имени довольно беспринципного офицера СС, который  рассказывает о своем участии в уничтожении евреев во время Второй мировой войны, о Бабьем Яре и концлагерях.

          Футуристская версия «Турандот» в Палермском Teatro Massimo объявлена как продукт креативной команды из Италии и России, режиссера Фабио Черстича и  художников из российской арт-группы АЕС+Ф, работающих в жанре инсталляции.  Действие оперы Пуччини перенесено в Китайский мегаполис  2070 года, где правит жестокая принцесса Турнадот, при участии андроидов и прочих роботов навязывающая населению киберматриархат. Причина? Психологическая травма, нанесенной ей в детстве, то есть в наше время.

            На Венском фестивале Musiktheatertage создается опера под названием «Тарковский. Восьмой фильм» (совместный проект Таллинского кинофестиваля (Black Nights Film Festival), Московской Геликон-оперы  и Женевского Teatro della Tosse (Genova) : если судить по описанию,  это  довольно стебная  фантазия о режиссере, отдаленно вдохновленная его «Гофманианой». «Восьмой Фильм » – это фильм, который Тарковский так и не снял. Когда главного героя – кинорежиссера, умирающего в госпитале – приглашают на  художественный проект, его « Восьмой Фильм », мы узнаем, что ему было предначертано судьбой снять лишь 7 картин при жизни. Его « товарищ по несчастью », странный пациент по имени Борис ( разновидность Мефистофеля) не только обещает герою невозможное, но заставляет его вспоминать « темные пятна » прошлой жизни и творчества. Есть также и два женских персонажа: реальная медсестра « Ведьма » и медсестра-робот « Юлия, мой Ангел », которые меняют правила игры для мужских персонажей. Это произведение было навеяно, обстоятельствами  работы Тарковского над  фиьмом «Гофманиада», который так и не был воплощен в жизнь. История художника-мужчины противопоставлена вымышленной « больничной » ситуации с медсестрами-роботами, которые выступают не только как объекты желания и « любви » их пациентов-мужчин, но и как белые ангелы смерти, совершающие эвтаназию. Философские мечты и видения соседствуют с не такими уж и футуристическими появлениями роботов-гуманоидов с человеческим разумом в сфере здравоохранения и паллиативными ситуациями, поднимающими вопросы ответственности, прав человека и морали. Мужские мечтания о женском присутствии и романтическом идеале совершенной любви  в атмосфере, вдохновленной традициями японского Но. Творческие  и биографические составляющие жизни Андрея Тарковского показаны в сугубо экзистенциальной ситуации, в оперной теме: Любовь и Смерть». Автор либретто и режиссер австриец Томас  Дэзи (Thomas Desi). Партитура от саунд-дизайнера и  композитора из Таллина Ekke Västrik Экке Вястрика.

       Венгерский композитор-классик Дьердь Куртаг (György Kurtág)  в свои 90 лет написал первую оперу- «Конец игры» по  пьесе Беккета, премьера состоится осенью в Ла Скала в постановке Пьера Ауди.

Балет.

      Не менее интригующе  выглядит и балетный шорт-лист Fedora Prizes. 

     «Ромео и Джульетта» в Чешском Национальном театре Брно. Спустя 80 лет балет Сергея Прокофьева вернется на историческую сцену, где 30 декабря 1938 года состоялась его мировая премьера, в новой редакции  чешского хореографа Марио Радачовского.

     «Лебединое озеро» для балетной труппы Рейнской Национальной Оперы поставит французско-тунисский хореограф, Радуан эль Меддеб, пришедший из современного танца. Отталкиваясь от фрейдистской версии Нуреева, он сочиняет свою историю о недостижимой любви: волшебное озеро идеальной любви открывается Зигфриду только  во сне. «Трагический финал этого шедевра не отражает победу зла, но бесконечные поиски недостижимого совершенства. Я хочу переписать классический текст, сохраняя при этом его совершенство и магию,  создать нечто более эмоциональное, сделав акцент на плотском, чувственном измерении тела…Мое озеро будет пространством, где танцоры, музыканты и зрители смогут медитировать в атмосфере истинной близости»,- обещает хореограф.

          Тома Лебрен, худрук Хореографического центра в Туре, придумал балет «Они ничего не видели», по мотивам  фильма Алена Рене «Хиросима, любовь моя». «Спустя несколько десятилетий после событий и учитывая последствия глобализации, когда вкус к путешествиям и успеху сильнее, чем человеческие связи, – какие воспоминания о катастрофе, подобной Хиросиме, могут быть возможны для сегодняшних молодых людей, которые подвергаются «бомбардировке» хаотическими образами?  Какие воспоминания могут быть у них об этом фильме, который так пронзительно мощно говорил о любви, войне и людях, встречающих друг  друга с завораживающей легкостью,  и  все это без особо зрелищных спецэффектов? Я хочу, чтобы наши тела были пронизаны напряжением, ожиданием, наваждениями, ритмами, которые в фильме несли слова, звуки и символы».Над спектаклем будет также работать японская художница Rieko Koga,  которая делает  визуальные инсталляции из текстиля. 

                Португальский хореограф, уроженка островов Зеленого Мыса Марлен Монтейро Фрейтас поработает  с компанией  Batsheva  из Тель-Авива над спектаклем для фестиваля в Монпелье.

               Израильский хореограф, работающий во Франции, Эмануэль Гат готовит в 2018 году премьеру «Истории воды» для Папского замка, главной сцены Авиньонского фестиваля. «Вода, огонь, свет, тело, благодать, история » – в основе этой композиции для 12 танцоров из 9 стран, от Венгрии до Тайваня, обладающими самой разнообразной техникой, от классики  до хип-хоппа,  и  музыкантов из Франкфуртского Ensemble Modern. В спектакле будут использованы три партитуры – Dérive 2 Пьера Булеза, Fury II Ребекки Сандерс и собственная композиция Гата, FolkDance.

                «Katie’s Dream – Titanic» Балета Ирландии (Ballet Ireland)– рассказ о «Титанике» в танце с точки зрения Кэтрин Гилнах, в юности  пережившей катастрофу на «непотопляемом» Титанике. Кэт была тетушкой известного ирландского хореографа Маргариты Донлон: теперь в своей первой работе с Ирландским национальным балетом она сделает о ней спектакль. История складывается из рассказа трех Кэт –  до путешествия, на Титанике, и в старости. В спектакле будет использована  традиционная  музыка в сочетании с экспериментальной, включающей в себя технические шумы корабля и окружающей среды с записанным живым диалогом, чтобы обеспечить «звуковую панель» настроения ».

             Рабочее название балета, в котором будут объединены Соль Леон и Пол Лайтфут- руководители Нидерландского театра  танца (NDT) и ассоциированные  хореографы,  Кристал Пайт и Марко Гекке  (Crystal Pite ,Marco Goecke) носит название «60». Каждый, используя свой индивидуальный стиль, создаст один эпизод, и все вместе они образуют своеобразный венок сонетов, посвящение Нидерладскому театру танца, которому в 2019 исполнится 60 лет.