«Спасти планету»: Бланка Ли придумывает опус, чтобы привлечь внимание зрителей к экологии

21 сентября -13  октября 2017; 8-15 ноября 2018 Théâtre National de Chaillot

Французский хореограф, испанка Бланка Ли представила в театре Шайо свой новый амбициозный проект: ее последний опус « Solstice»/«Солнцестояние » обращен к самой животрепещущей проблеме современности: спасение планеты, которой грозит глобальное потепление. « Я тоже задалась вопросом – что я могу сделать для Планеты. Это самый ангажированный из моих спектаклей, он прославляет красоту, силу, энергию, но также уязвимость Природы и Человека. Я хотела силой танца показать нарушения в нашей экосистеме ».

       Сцена представляет собой одетые белым подмостки и над ними такой же белый покров, превращающийся в облака, паруса, или опускающийся саваном на застигнутых океанской волной людей. Белые подмостки оживают неброскими серо-черными всполохами дождя из взвешенных частиц, наката цунами или наступления ледников: сценограф Пьер Аттре вместе с видеастом Шарлем Каркопино создали своего рода живое пространство. Вместе с тем оно не иллюстративно. Скорее это абстрактная среда, в отличие от барочной избыточности последних работ хореографа. Посреди минималистского пространства все внимание берет на себя танец – труппа из четырнадцати танцоров под ритмичную музыку техно ( аранжировка Тао Гутьерреса) или ударные африканского музыканта-композитора Башира Саного завораживают энергией невероятной силы. Юноши в плавках и девушки в облегающих купальниках телесного цвета кажутся обнаженными: Бланка Ли подчеркивает сильные скульптурные тела танцоров и почти акробатическую гибкость танцовщиц. (Хотя мужское присутствие в «Солнцестоянии» явно превалирует, и по численности, и по уровню исполнителей).

       Здесь важен не столько оригинально разработанный хореографический язык, сколько магия коллективного воздействия, как в примитивных ритуалах. Подмостки, которые начинаются наклонной плоскостью, тоже создают своего рода ускоритель энергии – артисты влетают на сцену как по тобоггану. Спектакль состоит из череды разных по стилистике эпизодов. Абстрактные танцы, славящие человека, отдаленно отсылающие к какой-нибудь «Весне священной», только в африканских ритмах, заданных харизматичным Баширом Саного, а рядом – композиции довольно иллюстративные, как сцены урагана: танцоры согнувшись вдвое изображают сопротивление ветру, тогда как машины-ветродувы неистово раздувают их воздушные белые покрывала. А вот  сцены  танцев  с чашами-калебасами придуманы восхитительно.

      Или финал – жестокие игры на выживание обезумевших людей посреди черного, как мазут, песка. Визуально картинка опять же восхитительная, а танец  лишь повторяет репетитивную лексику начальных сцен. 

       Как не старайся, в увиденном зрелище сложно проследить последовательную связь с заявленной хореографом темой, и эмоционально все происходящее никак не затрагивает. Ни размаха трагедии, в которой все мы, и актеры, и будущие жертвы, ни оды красоте Природы и всей нашей Планетe земля из опуса Бланки Ли при всем желании вытянуть нельзя. А вот получить удовольствие от чистого танца – можно. Зато в приложении к программке всем зрителям дается памятка: что конкретно каждый из нас может сделать для Планеты. Мне такой агитпроп очень нравится. Так что присоединяйтесь! ( Информация на сайте театра).

Crédit photo:  © Nico Bustos