THE BOTTOMLESS BAG: принцесса Греза Рустама Хамдамова

В Роттердаме, в самой артхаузной секции из всех  секций авторского кино, и без того в избытке представленных на фестивале, показали фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна» ( THE BOTTOMLESS BAG ). Еще не так давно Хамдамов был фигурой скорее мифической: легендарным героем устных преданий о гении, фильмы которого были изъяты, как «В горах мое сердце», или закрыты и потом разворованы, как «Нечаянные радости». Потом была трагическая история с французским фильмом « Анн Карамазофф»(1990), тоже не вышедшим к зрителю, как будто над Хамдамовым  навис какой-то  злой рок. В начале 2000-х он снял своего рода кинематографический концерт,«Вокальные параллели» (2005), и короткометражку «Бриллианты» (2010) –  обе картины, как редкие изысканные драгоценности, поспешил представить Венецианский фестиваль. И вот наконец первый полнометражный фильм, вышедший к зрителю – до Роттердама был Московский кинофестиваль и российский прокат.

Рустам Хамдамов в зрительном зале Роттердама.

Рустам Хамдамов – фигура особая в современном  не только русском, но и  мировом кинематографе: визуальный ряд его картин рожден из живописи,  каждый образ и кадр  его фильма — потенциально отдельное эстетически законченное произведение. Отдельно работы художника Хамдамова  выставлены в Эрмитаже и  в Третьяковской галерее.  Гуэрра, Феллини, Висконти, Витторио де Сика коллекционировали рисунки художника. Его загадочные дамы в «шляпах и туманах» Серебряного века, странно  похожие на его же натюрморты с виноградом, развешаны на стенах многих домов московских и европейских коллекционеров ( и у автора этих строк тоже).

Изысканно черно-белая киносказка Хамдамова, увиденная известным мастером фотографии Георгием Пинкасовым в Роттердаме, раскладывается на кадры, сотворенные из света и тени. Словно в подтверждение словам критика, «в этой черно-белой с тысячью оттенков картине у света главная партия. Подобно Дебюсси автор рисует бликами, солнечный луч играет со шторами парадного дворца, дотрагивается до лиц сказочных персонажей, притягивает глаз к зеркальной поверхности колдовского озера, перебирает старинные драгоценности из украденной шкатулки и замирает на лепестках яичной скорлупы, выстраивая шедевральный натюрморт» (Лариса Малюкова). 

Crédit photo: Gueorgui Pinkhassov