Борис Эйфман,  Анна Каренина и пламя Парижа

По следам Парижских гастролей во Дворце Конгрессов в рамках большого европейского турне Театра балета Борис Эйфмана с 16 ноября по 16 декабря 2018 года, где знаменитая российская труппа показывает « Анну Каренину ».  Интервью  хореографа Европейской Афише.

Надежда Львова. Вы с труппой попали сейчас в Париже в трудные условия:  Дворец конгрессов находится недалеко от Триумфальной арки и Елисейских полей, в центре города очаги пламени… Как эти события отразилось  на ваших выступлениях?

Борис Эйфман. Да, вчера вокруг театра стояло кольцо полиции, люди купили билеты, но 500 зрителей не смогли прийти, метро было закрыто, риск провокаций, горели автомобильные покрышки, …Но, несмотря ни на что, спектакль состоялся и прошёл с огромным успехом.

Н.Л. Сегодня на последнем спектакле «Анна Каренина» в Париже был не просто успех, а настоящий триумф  – полный зал, зрители апплодировали стоя, много вызовов на поклоны, восторженные возгласы, бурные овации во время вашего выхода на сцену! У вас теперь мировое признание, множество наград, великолепная труппа, в которой и яркие индивидуальности, и блестящий балетный ансамбль, а какие  следующие этапы, какие предстоит покорять высоты?

Б.Э. Если раньше я работал по 10 часов в день, то сейчас, наверно, по 18. Почему? У меня теперь школа, Академия, а это забирает очень много внимания, времени. На будущий год 1 июня мы откроем Детский театр Танца при Академии, это будет совершенно потрясающее, уникальное явление, не имеющее аналогов в мире: большая сцена, зал на 500 мест, оснащенный самой современной техникой. Всё будет на самом серьёзном уровне, такого театра именно для детей в мире нет, там будет танцевать и работать не только наша Академия, но и дети – будущие профессионалы, и самодеятельность.  Дети со всей России, и, может быть, даже мира будут там показывать своё искусство.  Нашей Академии всего 5 лет, но уже видно, что дети интересные и начинает проявляться новое поколение артистов балета с другой ментальностью, с другим отношением к профессии, к искусству. Сейчас ещё рано говорить об успехе и делать какие-то выводы, мы находимся в процессе становления и понимания того, как нам выстраивать свою линию, альтернативную Вагановой.

Потом – строительство Дворца танца, которое идет уже полным ходом. Во Дворце танца предполагается создать 3 труппы: одна будет танцевать классику, вторая – это моя труппа и третья – современного танца, труппа будущего, где молодые хореографы будут разрабатывать новые идеи, новые формы, работать с Мастерами, я хочу  приглашать всех великих живущих Мастеров, которые могли бы с ними работать.  Но главное, я попытаюсь им внушить, что балет, это не только движение, балет – это театр, а в театре должны царить свои законы. И, конечно,  труппа, которая сегодня очень успешная, востребованная, но всё равно все жаждут от нас нового и нового репертуара. Поэтому, 6 февраля следующего года я должен показать в Петербурге,  в Александринке, премьеру «Эффект Пигмалиона», затем последуют гастроли в Америке, потом в Большом, но уже в планах я должен поставить спектакль для нового театра с Академией, так что объём работы увеличился, теперь надо ставить балеты и для Академии, и для своей труппы. До 2021 года я должен поставить 5 балетов, их них, правда, 2 – возобновления.

Но, на самом деле, это новые постановки. Когда спектакль выпадает из репертуара, то по каким-то параметрам он уже устаревает, мы ведь действительно очень сильно развиваемся. За последнее время я возобновил  мои прежние  спектакли – это «Реквием», «Чайковский», «Братья Карамазовы», «Красная Жизель», «Русский Гамлет»… но, по сути, это новые спектакли с новой драматургией, новой хореографией,  другой концепцией… так что работы очень много и тот успех, который мы получаем, нас только подстёгивает, чтобы творить, творить

Н.Л. Новый адреналин?

Б.Э. Вы знаете, да! У меня с возрастом отсеивается всё лишнее, целенапраленно посвящаю себя только творчеству, начинаешь по-особенному относиться ко времени, бережливо, и понимаешь, если тебе Бог дал талант сочинять хореографию, то только этим и надо заниматься.

Crédit photo: Alexandre Rosanov