Карантинные времена заставили вспомнить о событиях, о которых в суете мы не успели рассказать в этом сезоне. 9,10 и 11 ноября 2019 года в японском городе Киото прошла 35-я официальная церемония вручения одной из высших международных премий Kyoto Prize. Эта японская награда ежегодно присуждается за вклад в трёх направлениях (фундаментальные науки, передовые технологии и философия и искусство), то есть в научное, культурное и духовное развитие человечества. По своей значимости она стоит на втором месте после Нобелевской премии. Лауреатами 2019 года стали: астрофизик Джеймс Гунн, James Gunn из Принстонского университета, создатель системы цифровой трехмерной карты небосвода; ученый- химик Чин В. Тан, Ching W. Tang – за разработки в области органических светодиодов; французский режиссер Ариана Мнушкина (Ariane Mnouchkine) – за новаторство в искусстве в течение более полувека. Ariane Mnouchkine a reçu le Kyoto Prize
«Высшее проявление человека – работать ради всего мира и человечества. Я убежден, что будущее человечества будет гарантировано лишь при условии, когда прогресс науки будет уравновешен духовным возвышением человека». Кадзуно Инамори, основатель Премии
Эта премия, которая до сих пор недостаточно хорошо известна, была создана по образцу Нобелевской в 1984 году, и ,кстати, некоторые лауреаты этой премии впоследствии получили Нобеля. Все это говорится для того, чтобы лучше оценить честь, которой удостоилась Франция в лице Арианы Мнушкиной, получившей премию Киото после таких выдающихся представителей искусства и философии, как Оливье Мессиан( Olivier Messiaen), Пьер Булез (Pierre Boulez), Морис Бежар (Maurice Béjart), Поль Рикёр (Paul Ricoeur), Пина Бауш (Pina Bausch), Питер Брук (Peter Brook).
11 ноября на церемонии вручения в Kyoto International Conference Center перед залом, собравшим 1500 зрителей, Мнушкина произнесла речь, и с большой искренностью говорила о своей жизни, своих поисках, своих ценностях, своем понимании мира. А 12 ноября в Университете Waseda в Токио она участвовала в диалоге с известным японским режиссером Сатоси Мияги (Satoshi Miyagi ), работы которого мы неоднакратно видели во Франции. В этой речи во время вручения премии Мнушкина процитировала слова Кадзуно Инамори: « Я в самом деле это сделала, господин Инамори? Я в самом деле искренне пыталась принести счастье человечеству?» И сама отвечает: «Я полагаю, что довольно часто, очень самоуверенно надеялась достичь эту цель. Мы, мужчины или женщины, люди театра, мы все думаем, что должны быть чем-то полезны. Что истории, которые мы решаем рассказать, или, если быть более точным, те истории, которые решают, что мы должны их рассказать, принесут пользу. Что они будут нести свет, что они смогут обогатить личность. Что они будут необходимы. Мы думаем, что формальные изменения, которые театр предполагает, чтобы стать театром, естественным образом ведет к трансформации, возвышению душ, которое требуется от человечества, чтобы стать в самом деле человечным. Некоторые приписывают такую власть молитве»
Снова 10 лет после Премии Ибсена, которой она удостоилась в Осло в 2009 году, «шеф труппы» отмечена международным театральным сообществом. (Между 2009 и 2019, Théâtre du Soleil/Театр Солнца удостоился десятка других наград самого высокого уровня).
Феномен единственный в своем роде не только во Франции, но и во всем мире, этот театр, созданный 56 лет тому назад в 1964 году, в один год с Любимовской «Таганкой», продолжает быть признанным и пользоваться успехом.
Ариана Мнушкина может быть расценена как наше «национальное достояние», как в Японии называют великих мастеров Но, хотя сам Tеатр Солнца, в котором она работала всю жизнь, всегда говорит только о настоящем, практикует метод коллективного творчества и никогда не повторяется.
Театр Солнца расценивает свое искусство и само место, где оно практикуется, как священнодействие. Это театр, который сознательно направлен на духовную практику – об этом тоже Мнушкина говорила в своей речи. Кроме того, она поименно назвала всех, кто в течение этих 56 лет оказал на нее влияние, вдохновлял, помогал, поддерживал. И прежде всего ее отец, крупный французский продюсер Александр Мнушкин. На его значимости для нее Ариана остановилась особо: «Я всегда придерживалась левых взглядов, он скорее правых. Он убежал из Советского Союза в 1923 году. …Ему было всего 15 лет, почти ребенок». Долгая семейная эпопея русских эмигрантов ( его родители, русские евреи, которые тоже смогли бежать во Францию в 20- е годы, во время войны погибли в концлагере. -прим. редакции) нашла свое отражение в таких спектаклях театра Солнца, как «Последний Караван-сарай» или «Мимолетности» (2003-2006). Помимо других источников своего творчества Мнушкина ссылается на влияние на нее кино: отец постоянно брал ее с собой на съемки . «В детстве для меня самым важным было кино. Париж, в котором мне посчастливилось жить с 1948 года, был и остается сегодня синефильским городом. Здесь можно было увидеть фильмы со всего мира. И в оригинальной версии. Что на самом деле знак подлинной любви к кино и к актерам…. Я черпала в этих сокровищах, без стеснения, сознательно и бессознательно, как все великие или просто известные драматурги, жадно черпали из Гомеровского пиршества. Потом пришла очередь Эсхила, потом Шекспира, комедии дель арте, потом Мольера, потом Чехова, творчество Мейерхольда, потом Брехта. Был также Виктор Гюго, Диккенс, Тикамацу Мондзаэмон и мэтры Бунраку и Кабуки, и ,конечно же, Достоевский, а потом Оруэлл. И «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.для меня самая великая книга ХХ века. Все это для меня люди-источники, люди- океаны. Мы, карлики, вечно окунающиеся в их щедрые и животворительные воды, мы их вечные должники».
Хотелось бы также напомнить, что Мнушкина, начиная с «Тартюфа» (1995), снимала фильмы на основе своих постановок . То есть это были просто не записи спектаклей, как часто практикуется. а именно фильмы, которые снимались в помещении Картушри, превращенной в кинопавильон. Сегодня театр Солнца располагает уникальной коллекцией фильмов – во время карантина они вместе с множеством других архивных материалов из истории Театра Солнца были выложены в открытый доступ.
У премии Kyoto Prize для Мнушкиной намечена два продолжения, которые из-за эпидемия ковида перенесены на 1921 год: в Университе Сан-Диего в США в марте и в Оксфорде(Oxford), в городе, с которого началась ее театральная история, в мае. В 2020 году премия присуждаться не будет.
Автор – Béatrice Picon-Vallin, известный историк театра, автор монументального исследования о театре Арианы Мнушкиной, Театр Солнца. Первые пятьдесят лет/ Théâtre du Soleil. Les cinquante premières années (Actes Sud), 2014. В июле 2020 года выходит английское издание книги: The First Fifty-Five Years. By Béatrice Picon-Vallin. First Published 2020.