Триумф «Thebans», первой оперы Джулиана Андерсона

3 мая-3 июня –  English National Opera, Лондон
май 2015 года  –  Theater Bonn Opernhaus, Бонн

Важным событием стала мировая премьера оперы Джулиана Андерсона «Фиванцы», состоявшаяся на сцене London Coliseum. Трехактная опера, написанная на либретто известного драматурга Фрэнка МакГиннесса, объединяет три трагедии Софокла, концентрируя внимание на судьбе Эдипа и его дочери Антигоны. Захватывающий спектакль поставил знаменитый режиссер Пьер Ауди; музыкальный руководитель – Эдвард Гарднер. Главные роли исполняют известные солисты. Высших похвал заслуживают хор и оркестр Английской национальной оперы.

Древнегреческие трагедии Софокла «Антигона», «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне» издавна играют на театральных подмостках, однако для музыкального театра создано только четыре произведения и ставят их довольно редко. Это опера «Эдип в Колоне» (премьера в Версале, 1786) итальянского композитора Антонио Саккини (1730-1786), опера-оратория «Царь Эдип» (премьера концертной версии в Париже, 1927; премьера спектакля в Вене, 1928) русского композитора Игоря Стравинского (1882-1971), опера «Эдип» (премьера в Париже, 1936) румынского композитора Джордже Энеску (1881-1955), опера «Эдип тиран» (премьера в Штутгарте, 1959) немецкого композитора Карла Орффа (1895-1982). Теперь в Лондоне состоялась мировая премьера оперы «Фиванцы»; её сочинил английский композитор Джулиан Андерсон.
Он родился 6 апреля 1967 года в Лондоне. Закончил Вестминстерскую школу, учился в Королевском колледже музыки и в Кембриджском университете, посещал курсы Мессиана и Лигети. С 2000 по 2004 возглавлял отделение композиции в Королевском колледже музыки, с 2004 по 2007 – профессор Гарвардского университета. В 2001-2005 он был приглашенным композитором в Симфоническом оркестре Бирмингема и в 2005-2007 – в Кривлендском оркестре. С 2002 по 2011 Дж.Андерсон был художественным руководителем серии концертов «Современная музыка» в Лондонской филармонии. В настоящее время – профессор и приглашенный композитор в Гилдхоллской школе музыки и театра.
Дж.Андерсон сделал блистательную карьеру: его сочинения исполняют и издают с 1990 года; он является лауреатом четырех престижных премий (1993, 2004, 2006, 2007), в частности, за Симфонию (2004) ему вручена премия Британских композиторов. В течение 20-и лет Дж.Андерсон был в центре внимания музыкальной общественности. Теперь 47-летний композитор стал автором оперы. «Фиванцы» были написаны по заказу Английской национальной оперы.

Талантливая адаптация трех трагедий Софокла
При сочинении партитуры «Фиванцев» композитор активно сотрудничал с 61-летним Фрэнком МакГиннессом, маститым ирландским драматургом и переводчиком; среди его переводов наиболее известны пьесы Ибсена, Стринберга и Софокла. Большой знаток творческого наследия Софокла Ф.МакГиннесс написал пьесу «Эдип», которая была поставлена на сцене Национального театра Лондона в 2008 году. Теперь он сочинил ясное для понимания оперное либретто, захватывающее трагедийной глубиной и силой. Либреттист мастерски объединил главные события трех трагедий Софокла, на основе которых выстроил четкую и стройную драматургию трехактной оперы.
Спектакль рассказывает о трагической судьбе героев древнегреческой мифологии. Эдип, сын фиванского царя Лая и его супруги Иокасты, ставший царем Фив, узнает о том, что он невольно убил своего отца и женился на своей матери, с которой жил счастливо 20 лет и имел четырех детей. Не в силах перенести страшной правды Эдип выколол себе глаза, а Иокаста повесилась. Со временем Эдип был изгнан из Фив. Несмотря на весь открывшийся позор, Антигона, дочь Эдипа, сопровождает отца, который после долгих скитаний приходит в священную рощу в аттическом поселении Колон, где умирает, согласно предсказанию. Далее идет история Антигоны.
Драматургия оперы выстроена своеобразно: она не соответствует хронологии событий. Учитывая знание зрителей трагической истории Эдипа, композитор изменил порядок событий так, что во втором акте Антигона встречается с воспоминаниями из прошлого. Каждый акт имеет название, которое отражает время и суть сценического действия. Первый акт называется «Прошлое; падение Эдипа», второй – «Будущее; Антигона», третий – «Настоящее; смерть Эдипа». Такой необычный по хронологии строй оперы композитор выбрал весьма осмысленно, объяснив это стремлением завершить спектакль наиболее сильной и впечатляющей сценой смерти Эдипа. Замысел композитора полностью оправдался. Финал оперы получился экстраординарным, парализовав дыхание публики в зале. Смерть Эдипа происходит, как вагнеровское преображение, в ореоле таинственного свечения и в сопровождении идиллического звучания оркестра. Это самый впечатляющий музыкальный момент среди ряда современных опер, созданных за последние 20 лет!
Не только финал, но и вся партитура написана настолько талантливо и авангардно, что может служить идеальной моделью для оперы будущего! Музыка «Фиванцев» завораживает свежестью и мелодичностью, богатством и изяществом аранжировки, ритмической динамикой и колористическим контрастом, сильной и страстной драматургией. В оркестровой партитуре ощущается яркая индивидуальность композитора, его особый музыкальный стиль и огромный творческий потенциал. В «Фиванцах» есть гениальный блеск, который в следующей опере Дж.Андерсона, вероятно, станет истинным шедевром. И это сегодня можно утверждать с уверенностью, потому что первая опера композитора уже стала абсолютным триумфом, в партитуре «Фиванцев» Дж.Андерсон установил новые изумительные эталоны на музыкальную текстуру и гармонию, экспрессию и красочность.
Несмотря на то, что в партитуре явно ощущается дух великого Вагнера, который сочинял многочасовые оперы, новый спектакль длится только 100 минут, не считая двух антрактов. Можно было бы упрекнуть композитора и либреттиста «Фиванцев» в чрезмерном сжатии трех трагедий Софокла и воплощении их в недостаточно большую оперу. Это усечение создает длинные и статичные информационно-тяжелые пассажи, темп которых ускоряется в конце каждого акта. Наиболее кратким получились второй и третий акты; они длятся, соответственно, 20 и 30 минут. Однако, лаконизм музыки и сценического действия дает опере крайне важную драматическую и эмоциональную силу, которую публика сегодня высоко ценит и принимает весьма охотно. Дж.Андерсон написал музыку более интересную для оркестра, чем для певцов; центральная партия Эдипа получилась, может быть, недостаточно развернутой. В связи с этим вся тяжесть спектакля падает на оркестр.
Триумф мировой премьеры
«Фиванцев» ждали с большим нетерпением. Сенсационный интерес к опере усиливал также именитый состав постановочной труппы. В неё вошли выдающиеся и талантливые мастера: режиссер Пьер Ауди, артистический директор Голландской национальной оперы; дирижер Эдвард Гарднер, музыкальный директор Английской Национальной оперы; сценограф Том Пай; художник по костюмам Кристоф Хетзер; художник по свету Джин Кальман.

Сцена из первого акта

П.Ауди, согласно мудро избранной им режиссерской концепции, поставил оперу вне времени. Вневременные костюмы и сценография обеспечили спектаклю эстетическую гармонию и визуальное единство. Доминирующие белые сценические костюмы в первом акте вступают в контраст с черными армейскими формами во втором акте и в умиротворенный диалог с серым одеянием персонажей в третьем акте. Цвет и крой сценических костюмов придают каждому акту не только театральную атмосферу, но и смысловую характеристику. 

Большое впечатление производит оригинальная сценография: она эффектно и по разному выстраивается в каждом акте из однотипных больших высоких блоков и колон, сделанных как решетчатые клети, которые заполнены крупными серыми камнями. Внутренняя подсветка блоков и колонн придает им таинственное свечение, которое воспринимается как дыхание вечности и теплота жизни. Интенсивность свечения меняется по ходу сценического действия, придавая ему динамическое разнообразие.

Сцена из второго

В отличие от первых двух актов, в которых оперное действие происходит на двух уровнях, в третьем акте оно разворачивается, главным образом, в центре сцены, где среди белого стелящегося тумана находится множество бревен и сухих стволов, символизирующих священную рощу. Несмотря на глубокий смысл этой декорации, сценограф все-таки заслуживает упрека в не соответствии вымершей рощи с дивным, ярким и многоликим щебетом птиц, которых изумительно имитируют музыканты оркестра. Важнейшим достоинством спектакля является световое оформление. Оно создано с большой фантазией, необычайно интересно и эффектно: по ходу спектакля идет непрерывная игра причудливого света, что придает сценическому действию разнообразие и динамику. Особенно впечатляет световая диффузия в плотном мареве глубины сцены: благодаря задымлению и художественной постановке света возникает иллюзия монохромной бесконечности, что необычайно важно для спектакля на мифологический сюжет. Поистине гениально придумано и осуществлено ослепляющее свечение в глубине сцены, когда в конце спектакля измученный Эдип уходит их жизни, обретая бессмертие.
Искусство режиссера восхищает не только тонкой и тщательной разработкой мизансцен, но и полным соответствием их оперной партитуре. Порой казалось, что приглашенный на постановку оперы П.Ауди как бы участвовал при написании её партитуры. Действительно, она детально передает психологический мир персонажей, а также образно воплощает все аспекты сценического действия, которые точно воплощены в спектакле. Внимательное отношение режиссера к оперной партитуре, серьезная и вдохновенная работе с ней позволили создать потрясающий спектакль

 

Хоровая сцена из второго акта

Важной особенностью постановки является соответствие её стилистики античному театру. Это прежде всего проявляется в участии хора в оперном действии: в однотипных и одноцветных сценических костюмах хористы часто замирают в скульптурных выразительных позах, но систематически «оживают», реагируя на события и создавая живописные картины, которые пленяют разнообразием и экспрессией пластики и жестов. Как бы соответствуя античному театру, режиссер разворачивает оперное действие неспешно и не старается избежать тягучей сценической статики, особенно в дуэтах. В то же время статика в ключевых сценах придает им особую глубину и значимость. Сценическое действие развивается в размеренном темпе, его ритм задается фазовым поднятием занавеса: вначале он открывает только часть сцены, затем полностью, далее так же поднимается и полупрозрачная заставка. Этот театральный прием используется в начале каждого акта также для того, чтобы на полуоткрытом занавесе дать видео-проекцию краткого текста, выражающего время и суть действия. Оперное действие наполнено разного рода эффектами. В частности, во втором акте мистически возникают и исчезают видео-портреты ослепленного Эдипа, а в сцене смерти Антигоны и Гемона на их тела траурно падает с колосников черный снег. Благодаря таланту режиссера, все происходящее на сцене сбалансировано идеально. Высшая заслуга режиссера состоит в том, что ему превосходно удалось не только объединить в одном спектакле три трагедии Софокла, но и дать им новую полноценную театральную жизнь! Долгожданный режиссерский дебют П.Ауди в Английской Национальной Опере оказался чрезвычайно успешным.

Эдип (Р.Вуд) и его супруга Иокаста (С.Биклей), Эдип (Р.Вуд) и Креон (П.Хор) в первом акте

Огромный вклад в триумф премьеры «Фиванцев» внесли исполнители главных партий. О каждом из них нужно сказать много важных слов, так как каждая роль необычайно сложна и требует высокого мастерства, как вокального, так и артистического. Каждый исполнитель заслуживает лучших комплиментов. Наиболее сильное впечатление производят солисты: английский баритон Роланд Вуд (Эдип), шведское сопрано Юлия Спорсен (Антигона), английское меццо-сопрано сопрано Сюзан Биклей (Иокаста), английские теноры Питер Хор (Креон) и Антони Грегори (Гемон), английский бас Маттью Бест (Тиресий) и контратенор Кристофер Эйнсли (Тезей). 

Антигона (Ю.Спорсен) и Эдип (Р.Вуд) в третьем акте

Британский дирижер Э.Граднер проделал титаническую работу с музыкантами оркестра по скрупулезному освоению богатейшей партитуры и подготовке к её премьерному прочтению. В результате потрясающая музыка Дж.Андерсона звучала превосходно, восхищая обилием изящных нюансов и эффектных контрастов! На мягкие и светлые звуковые разливы накатывались грозные волны, порой вспыхивали мощные взрывы и бури. Оркестр продемонстрировал прекрасную форму, изысканную гармонию, богатую красочность, яркую экспрессию. В его изумительном исполнении музыка завораживала потусторонней мистикой и огненной страстью, глубокой трагедийностью и духовным светом.
Огромное впечатление производит большой хор театра. Выстроенный по греческому типу, он звучит как единый обворожительный голос. В ходе спектакля хор полноценно живет, к тому же по правилам античной драмы: порой хористы участвуют в сценическом действии, иногда отстраненно за ним наблюдают, но никогда не выглядят массовкой, как это часто бывает в больших оперных спектаклях. Важная деталь: когда хор поет, находясь на сумрачной авансцене, на тела хористов проектируют черно-белое видео с изображением бегущих людей. Это придает хоровому вокалу особый драматизм и впечатляющую визуальность.
В заключение нужно сказать, что трехактная опера «Фиванцы» является совместной постановкой Английской национальной оперы и Боннского оперного театра. После показа в Лондоне спектакль можно увидеть в Бонне в мае 2015 года.

Информация на сайте:

Crédit photos : ENO – Tristram Kenton