7-9 июня – Food Centre, Amsterdam; 19-27 июня – Théâtre de Chaillot, Paris
В рамках 67-го Голландского фестиваля труппа Нидерландского театра танца (NDT) впервые показала балет «Spiritwalking» («Прогулки Духа»), открывающего новую эру в танцевальном искусстве. Балет поставили выдающиеся хореографы – Соль Леон и Пол Лайтфут; музыка Филипа Гласса звучит в исполнении Kronos Quartet. Сейчас в Париже труппа NDT выступает с триумфальным успехом: замечательные артисты исполняют программу одноактных балетов, которые поставили в разное время Иржи Килиан, Кристаль Пит, Соль Леон и Пол Лайтфут.
Нидерландский театр танца, один из лучших в мире современного танца, широко известен в Европе, США, Азии и Австралии. С тех пор как он был основан в Гааге в 1959 году, в его репертуар вошло более 600 балетов. Их создали хореографы и бывшие директора NDT – Ханс ван Манен и Иржи Килиан, нынешние руководители театра – Соль Леон и Пол Лайтфут, партнеры труппы – Кристаль Пит, Жоан Ингер, Александр Экман и Марко Гоеке, известные приглашенные хореографы – Габриэла Карризо, Хофеш Шештер, Шарон Эял и Гай Бехар.
Нидерландский театр танца состоит из трех трупп. Его витриной является труппа NDT-1. Её составляют 28 танцовщиков, приехавших со всего мира. Артисты широкого возрастного диапазона, от 23 до 40 лет, являются признанными мастерами виртуозной техники и уникальной жестикуляции. Труппа NDT-2 была основана в 1978 году для молодых танцовщиков от 17 до 22 лет. В 1991 году И.Килиан создал труппу NDT-3 для танцовщиков более 40 лет.
С 2011 года артистическим директором NDT является П.Лайтфут. Он родился в 1966 году в Кингсли (Англия). Учился в Королевской балетной школе в Лондоне, в 1985 году был принят в труппу NDT-2. Два года спустя перешел в главную труппу NDT-1, так как был самым одаренным танцовщиком, а также демонстрировал хореографический талант в своих ежегодных постановках. Его первая хореографическая работа была создана в 1988 году, вторая через несколько лет.
В 1991 году начинается сотрудничество П.Лайтфута и С.Леон. Ставшие супругами, они встретились как танцовщики в труппе NDT-I в 1987 году. Вместе танцевали во многих балетах таких хореографов, как И.Килиан, Х. ван Манен, М.Эк, О.Нахарин и Н.Дуато. Постановки этого звездного дуэта, окончательно сложившегося в начале сезона 2002-2003 гг., уже давно восхищают балетный мир. П.Лайтфут был номинирован на Приз «Benois de la danse» в 2000 году. Дуэт П.Лайтфут – С.Леон награжден рядом престижных призов за талантливую хореографию.
В нынешнем сезоне Голландского фестиваля танцевальную программу составили 6 спектаклей в постановке известных хореографов, среди которых – фламандка Анна Тереза Кеерсмакер, испанка Соль Леон и англичанин Пол Лайтфут, бельгиец Алан Платель, поляк Кжиштоф Пастор, американец Уильям Форсайт, самуанец Леми Понифацио. В этой широкой панораме ярких хореографических индивидуальностей особый интерес вызывало новое произведение знаменитого творческого тандема: С.Леон и П.Лайтфут представили балет «Spiritwalking» («Прогулки Духа»), получившего второе название «Programma V». Нужно сказать, что на три представления премьерного балета все билеты были распроданы сразу же, ибо на афишах стояли имена прославленных хореографов и американского композитора Филипа Гласса, который является иконой современной музыки. В балете звучат известные и новые сочинения композитора, а также шведская народная музыка в исполнении Kronos Quartet (Сан-Франциско), одного из лучших в мире квартетов, в составе которого Дэвид Харрингтон и Джон Щерба (скрипка), Ханк Датт (альт), Санни Янг (виолончель). Полуторачасовой спектакль (в пяти частях) был создан группой мастеров: С.Леон и П. Лайтфут (хореография и декорации), Джок Вайссер и Хермьен Холландер (сценические костюмы), Том Бевоорт (освещение). Постановка спектакля осуществлена благодаря творческому сотрудничеству Нидерландского театра танца, Норвежского театра оперы и балета, Международного фестиваля танца Штутгартского театра.
Балет «Прогулки Духа» является гениальным творением великих талантов, открывающих новую эру в искусстве танца. Описать словами это захватывающее театральное произведение невероятно трудно, но попробую. Прежде чем рассказывать о спектакле, нужно обязательно представить место, где он был показан. Для мировой премьеры был выбран Food Center – огромный крытый павильон, открытый в 1934 году на окраине Амстердама. Бывший оптовый фруктовый рынок в настоящее время является торговой базой. Выбор для премьеры этого места, казалось бы совершенно неподходящего для балетных представлений, оказался в высшей степени удачным. Более того, новый спектакль здесь значительно выиграл, так как в огромном пространстве павильона постановщики эффектно использовали его уникальные возможности, которых нет ни на одной театральной сцене мира. Прежде всего, это отсутствие кулис и наличие единого высокого свода над амфитеатром для публики и над сценическим пространством, что формирует не только физическую общность зрителей и артистов, но и столь важное психологическое единство. Сценическое пространство создано весьма своеобразно. Перед амфитеатром для зрителей на огромной невысокой сцене всю её правую часть занимал белый квадрат – сложенный пополам, пластиковый ковер для танцев. По ходу спектакля артисты его раскрыли, и квадрат превратился к прямоугольник красного цвета. Затем этот ковер сложили, и он опять обрел форму квадрата белого цвета, который теперь находился в левой части сцены. Позади её на возвышающейся площадке располагались музыканты квартета, а в глубине, через три проема в черном невысоком заднике, просматривался «предбанник» сценического пространства.
Представление начинается с необычного пролога: публика, направляясь к амфитеатру, проходит через небольшой холл – «предбанник», в центре которого на небольшой платформе установлены стол и два стула. За столом сидит пожилой человек в черном костюме и, как бы обращаясь к своему невидимому собеседнику, рассказывает, вначале на английском, затем на французском языках, придуманную им историю своей молодости. В частности, артист подробно описывает еду, которую в детстве ему готовила мать. Особенность этого пролога состоит в том, что он идет в интерьере тотального черного цвета, в котором контрастно сверкают зеленые яблоки: более сотни, они живописно разбросаны по столу и полу холла. Этот визуальный символ формирует психологический и эмоциональный настрой для театральной абстракции, которая величественно царствует в последующем танцевальном действии.
В «предбаннике» появляются танцовщик и танцовщица в черных элегантных нарядах (современный костюм и барочное платье). Артисты, как и публика, медленно проходят в зал: в то время как зрители рассаживаются в амфитеатре в разных частях павильона появляется еще семь танцовщиков, одетых в черные и белые, простые и безликие сценические костюмы. Артисты медленно и отрешенно движутся по своим загадочным орбитам вокруг сцены, как будто они поймали время и теперь его используют в чудодейственных метаморфозах. Благодаря предельной психологической концентрации артистов, ощущается живой и сильный человеческий Дух, который как бы свободно прогуливается в полной тишине огромного зала.
Но вот на площадке появляются музыканты; они садятся за пюпитры и звучит шведская народная песня «Tusen Tankar». Грустная мелодия создает атмосферу хрупкой меланхолии, в которой танцевальное трио ведет вневременной рассказ о неразделенной любви.
В трех последующих картинах балета исполняется музыка Ф.Гласса в оригинальной транскрипции Алекса Уэстона: вначале звучит вторая и третья часть Первого скрипичного концерта, затем «The Grid», далее новая композиция, сочиненная для Kronos Quartet. Скажу откровенно, из-за однообразия, монотонности и многократности повторения отдельных фраз музыка Ф.Гласса быстро надоедает, а порой даже утомляет. Однако, благодаря гипнотическому танцевальному действу, авангардные сочинения композитора обретают причудливую образность: фигуры артистов таинственно парят в сольных импровизациях, иногда переплетаются в акробатические дуэты, которые порой превращаются в ассиметричные трио и квартеты, формируя разноликие и синхронные ансамбли. На сцене происходит непрерывное и загадочное движение артистов, гипнотическая эволюция их причудливых танцевальных форм и связок. Абстрактное балетное действо развивается медленно, гармонично и вдохновенно, словно танцует не плоть человека, а его Дух. Как ни странно это звучит, но сие происходит действительно так.
Необычайно динамично разворачивается четвертая картина балета: под взволнованные и напряженные звуки «The Grid» 14 артистов, в черных круглых шапочках, бордовых костюмах и с длинными фартуками, сплетают изумительные ансамбли, завораживая их диковинным рисунком и текучей пластикой. Танцевальные метаморфозы цепных ансамблей, придуманные с феноменальной фантазией, проистекают в полной гармонии с авангардной музыкой и производят впечатление великолепно организованного мира внеземной цивилизации, где обитает совершенный человеческий Дух. В последней картине балета все его участники, 27 великолепных артистов, обретают гипнотические заторможенные движения, танцевальные ансамбли медленно распадаются и растекаются, артисты постепенно удаляются от сцены и загадочно исчезают, словно Дух.
Секрет потрясающего впечатления этого чудодейственного спектакля состоит в том, что танцевальная лексика здесь необычайно новаторская, авангардная, открывающая новые неизведанные горизонты и миры пластической и эмоциональной вселенной. Сила спектакля состоит и в том, что здесь звучит специфическая музыка Ф.Гласса, которую хореографы не только прекрасно ощущают, но и превосходно интерпретируют, создавая образный фантастический мир. Во время спектакля охватывает ощущение, что ты попал в неведомую цивилизацию с удивительной эстетикой танцевальных движений и звуковых композиций. Все в этом мире невероятно интересно, поразительно ново и необычайно таинственно. Как ни странно, но порой даже хочется прикоснуться к танцующим артистам, чтобы ощутить их плоть: персонажи движутся по сцене и возле нее, причем настолько одержимо и вдохновенно, что кажется, будто парят не их тела, а человеческий Дух.
Фантастическое пластическое действо напоминает некую мистификацию. Её вносит, в частности, искусно организованное освещение: проникающий через стеклянные проемы крыши дневной свет щедро и повсеместно заполняет все пространство зала. Дополнительная внешняя и внутренняя подсветка придает артистам особую таинственность, красоту и рельефность, но, главным образом, способствует визуальному проявлению человеческого Духа.
Трудно передать словами масштаб и величие танцевального действа, которое обворожительно развивается в полной гармонии с авангардной музыкой. Несмотря на истинное восхищение хореографическим и режиссерским талантом создателей балета, в обилии разнообразных ассоциаций все-таки возникают некоторые вопросы, которые, видимо, связаны с не вполне ясной и не достаточно четко выраженной драматургией спектакля. Однако, это замечание не умоляет многочисленные достоинства спектакля и позволяет провозгласить «Прогулки Духа» истинным чудом!
P.S. Последние гастроли труппы NDT в Париже проходили в 2006 году. Сейчас этот прославленный коллектив триумфально выступает на сцене Национального театра Шайо. С 19 по 27 июня 8 раз будет исполнена программа, состоящая из трех одноактных балетов – «Mémoires d’oubliettes» (2009), «Solo Echo» (2012), «Shoot the Moon» (2006), которые создали выдающиеся хореографы, соответственно, чех И.Килиан, канадка К. Пит, испанка С.Лион и англичанин П.Лайтфут.
Информация на сайте :
Crédit photos : Rahi Rezvani