А.Ратманский и С.Селис чествуют Рихарда Штрауса

28 июня и 5, 9, 11 июля и 8, 12, 14, 17 ноября – Semperoper Dresden
Отмечая 150-летие со дня рождения Рихарда Штрауса и 100-летие со дня премьеры его балета «Легенда об Иосифе» в постановке М.Фокина, в Дрезденской государственной опере состоялась мировая премьера балетной программы. Её составили два балета: «Танцевальная сюита» Алексея Ратманского на музыку Р.Штрауса и Ф.Куперена; «Легенда об Иосифе» Стийна Селиса на музыку Р.Штрауса. Дивертисмент А.Ратманского, словно искрящиеся брызги шампанского, ослеплял и опьянял изяществом и красотой; постановка С.Селиса захватывала драматическим действием. Яркое впечатление произвело звучание дрезденского оркестра под управлением дирижера Поля Коннелли.

Semperoper Dresden, один из самых красивых оперных театров мира, славится мировыми премьерами произведений ряда композиторов. Среди них особое место принадлежит великому немецкому композитору и дирижеру Рихарду Штраусу (1864-1949). В дрезденском театре состоялись премьеры его наиболее популярных опер – «Саломеи» (1905) и «Кавалера розы» (1911).
Празднуя 150-летие Р.Штрауса, балетная труппа Semperoper показала в одной программе сразу два премьерных произведения. Для их постановки Аарон Уоткин, художественный руководитель дрезденской балетной труппы, пригласил двух известных хореографов – Алексея Ратманского и Стийна Селиса. В их творческом поединке абсолютным триумфатором стал А.Ратманский. Всего лишь месяц тому назад, 27 мая, в Большом театре России, в котором Алексей пять лет (2004-2009) возглавлял балетную труппу, ему был присужден международный приз «Benois de la Danse», как лучшему хореографу за работы предыдущего года. Этот почетный приз, часто называемый «балетным Оскаром», Алексей уже получил в 2005 году за постановку «Анны Карениной» в Датском королевском балете. Престижное звание двойного призера «Бенуа» А.Ратманский с лихвой оправдал в своем новом балете «Танцевальная сюита». Более того, в этой постановке хореограф превзошел сам себя! Балету Дрезденской государственной оперы несказанно повезло, потому что его труппа стала первой в Германии, с которой состоялось творческое сотрудничество А.Ратманского. В итоге, в репертуаре театра появился истинный шедевр хореографа, а для него самого столь блистательный творческий дебют в Германии, наверняка, получит успешное продолжение и в других немецких балетных труппах.
При постановке «Танцевальной сюиты» А.Ратманский использовал одноименное произведение Р.Штрауса, которое было создано на основе пьес для клавесина, написанных Ф.Купереном в период 1713-1730 годы. Получасовая «Танцевальная сюита» Р.Штрауса впервые прозвучала в Венской опере в 1923 году. Прекрасная музыка композитора оказалась настолько созвучной хореографическому стилю А.Ратманского, что под её волшебными чарами он сочинил балет, который восхитил бы самого композитора. Но встреча А.Ратманского с музыкой Р.Штрауса – не первая. В начале большой и успешной карьеры хореографа состоялись его постановки на музыку композитора – это «Взбитые сливки» (1992) и «Прелести маньеризма» (1997). Нужно сказать, что «Взбитые сливки», второй и последний балет Р.Штрауса, впервые был показан в 1924 году на сцене Венской государственной оперы в хореографии Г.Крёллера.

Фрагмент из «Танцевальной сюиты»

Фрагмент из «Танцевальной сюиты»

 «Танцевальная сюита» в постановке А.Ратманского – это получасовой дивертисмент, который, как и партитура Р.Штрауса, состоит из восьми частей – Pavane, Courante, Carillon, Sarabande, Gavotte, Virbeltanz, Allemande, Marsch. Непрерывный поток дивных хореографических миниатюр искусно создан в стиле необарокко и превосходно стилизован под придворные танцы эпохи французского короля Людовика XV.
Прелестный дивертисмент, составленный из вереницы дивных, логично связанных и плавно сменяемых друг друга танцевальных зарисовок, проистекает на редкость изящно, игриво и органично. В действительности, это даже не дивертисмент, в прямом его назначении, так как танцевальные зарисовки последовательно рождаются, благодаря взаимному слиянию предыдущих композиций с последующими, и тем самым формируют единую, но очень разнообразную и богатую хореографическую картину, которую можно сравнить с драгоценным ожерельем, искусно выполненным из ювелирной вязи. Вдохновенное творение хореографа искусно выстроено из многочисленных ансамблей: разные по численности и составу (мужские, женские, смешанные) они сплетают танцевальные кружева, завораживая изяществом причудливых форм и связок. Необычайно широкая палитра танцевальной лексики чарует обилием новаций. Трудно описать словами это пиршество элегантного танца. Все здесь полнокровно живет и динамично пульсирует в непрерывных флюидах сказочно красивой музыки. Благодаря высокому мастерству исполнителей, этот завораживающий поток музыки и танца струится идеально, на одном дыхании. Публика, по достоинству оценивая красоту и элегантность танцевальных зарисовок, часто аплодирует по ходу представления, тем самым выражая свое восхищение.

 Фрагмент из «Танцевальной сюиты»

Фрагмент из «Танцевальной сюиты»

Балет настолько изящен и прекрасен, что его нынешнее название, «Танцевальная сюита», кажется, слишком прозаическим. Более точным названием могли бы стать, например, «Фейерверк танцевальных миниатюр» или «Танцевальная феерия». Камерная форма балета, наиболее удобная и эффектная для хореографического творчества А.Ратманского, в которой он себя уже проявил в ряде постановок, вновь блистает многими гранями. В «Танцевальной сюите» хореограф не только искренне наслаждается музыкой и танцем, но и юмором, столь характерным для его стиля. Балет завораживает лучезарной лексикой и хореографической новацией, которая проявляется в элегантных танцевальных формах, изысках и связках. А.Ратманский восхищает театральной музыкальностью, уникальным даром воплощать прекрасную музыку в живой и радостный танец.

Два дуэта из «Танцевальной сюиты»

Два дуэта из «Танцевальной сюиты»

Важный вклад в успех «Танцевальной сюиты» внесли авторы костюмов и освещения, соответственно, японка Йюмико Такешима и швед Патрик Богардх. Большая и впечатляющая коллекция сценических костюмов, изящно стилизованных под эпоху барокко, выполнена с утонченным вкусом: платья сшиты из искрящегося атласа, мужские наряды – из мягкой ткани. Все костюмы объединяет белоснежная монохромия, символизируя чистоту и возвышенность искусства балета. Дивертисмент динамично развивается на пустой темной сцене. Под колосниками находится огромная и невидимая решетка с фиксированными софитами (их 80 в семи рядах). В ходе танцевального действия решетка периодически опускается над сценой, при этом меняются световой накал софитов и расстояние между ними, что придает балету атмосферу игривости и таинственности.
Все исполнители «Танцевальной сюиты» демонстрируют высочайшее мастерство. Особенно сильное впечатление производят замечательные солисты: они виртуозно и элегантно танцуют в каскадах сложных дуэтов, пленяя экспрессией и энергетикой. На сцене царствуют полет души и танца, чистота движений и помыслов, изящество жестов и па. Браво!

Балет Р.Штрауса «Легенда об Иосифе».
Свой первый и главный балет композитор сочинил по заказу Сергея Дягилева. Партитура была написана на либретто Харри Кеслера и Гуго фон Гофмансталя. В основу либретто положена библейская легенда об пастухе Иосифе, которого собственные братья продали бродячим купцам. Оказавшись рабом египетского царедворца Потифара, Иосиф поражает его своими визионерскими способностями, а жену царедворца – своей красотой. Властная экспансивная женщина требует сексуальных услад от Иосифа. Чтобы отвлечь от себя подозрения ревнивого супруга и отомстить Иосифу за его отказ стать её любовником, жена Потифара клевещет на раба: она говорит мужу, что сама стала жертвой сексуальных домогательств Иосифа. По приказу Потифара его наказывают – забивают до смерти палками.
Балет «Легенда об Иосифе» впервые был показан в постановке Михаила Фокина, авторы декораций и костюмов, соответственно, Х.Серт и Леонид Бакст. Премьера состоялась 14 мая 1914 года в Парижской опере, главную партию Иосифа исполнил Леонид Мясин. В 1977 год «Легенду об Иосифе» поставил Джон Ноймайер для Венской государственной оперы. Теперь в репертуаре Дрезденской государственной оперы появилась новая версия балета в постановке бельгийского хореографа Стийна Селиса. Он является автором многочисленных произведений, созданных для балетных трупп в ряде стран – Бельгии, Германии, Канаде, Нидерландах, Швеции, Швейцарии. В 2004-2007 годы был директором Балета Берна. Учитывая солидный хореографический опыт и явные способности С.Селиса, можно было ожидать интересного и оригинального воплощения «Легенды об Иосифе». К сожалению, надежды не оправдались. Главная причина состоит в том, что музыка Р.Штрауса оказалась слишком сложной для С.Селиса, поэтому в своей хореографии он не сумел дать ей адекватную масштабность, глубину и силу. Партитура балета, повествующего о злоключениях Иосифа в Египте, наполнена яркими и богатыми музыкальными темами: они чаруют красотой и лиризмом, любовью и страстью, завораживают острым драматизмом.

 Иржи Бубенчик в роли Иосифа

Иржи Бубенчик в роли Иосифа

 «Легенда об Иосифе» поставлена в традициях несколько устаревшего драмбалета. Трагическую и философскую библейскую историю С.Селис подробно рассказывает с впечатляющей театральностью. Танцевальные картины выстроены профессионально и тщательно, но с весьма скромной фантазией. Хореография балета соткана из многочисленных ансамблей, в которые логично инкрустированы напряженные и экспрессивные соло и дуэты. Особенно удались С.Селису танцевальные характеристики главных персонажей: каждый из них наделен специфической пластикой и образной экспрессией. К сожалению, из-за недостаточно широкой танцевальной лексики многие хореографические картины все-таки выглядят рыхлыми и однообразными, несмотря на оригинальное сценическое оформление.
В создании новой хореографической версии «Легенды об Иосифе» участвовали шведский дизайнер Дженс Сетзман (освещение, сценография) и швейцарская художница Катерина Воеффрай (сценические костюмы). Согласно замысла дизайнера, сценическое пространство обретает рельеф, глубину и тайну, благодаря огромным белым прямоугольникам: они периодически опускаются с колосников в разные места сцены, порой движутся вдоль неё и создают абстрактные инсталляции, которые формируют атмосферу вневременного мира. К тому же, благодаря этим инсталляциям, за прямоугольниками, на невидимой части сцены, происходит быстрая смена театрального реквизита. Несмотря на все эти достоинства, все-таки есть замечание: на протяжении всего танцевального действа на белые прямоугольники непрерывно проектируют видео – серое мерцание, характерное для телеэкрана с отключенной антенной. Эта серая монохромия, к сожалению, не придает живости тягучему танцевальному действию.

Мужской ансамбль в «Легенде об Иосифе»

Мужской ансамбль в «Легенде об Иосифе»

 Живописная цветовая палитра сценических костюмов производит впечатление: это воздушные туники из разноцветных вуалей для ансамбля наложниц, богатые и золоченые наряды для царедворца Потифара и его жены, наконец, черные строгие одеяния дворцовых слуг. Разнообразная коллекция сценических костюмов, однако, страдает эклектизмом. Странно, например, выглядит мужской ансамбль, который лихо танцует в большой хореографической картине, блистательно поставленной С.Селисем. Как бы символизируя еврейскую общину, парни одеты в традиционные черные пиджаки, на них наброшены покрывала-талиты, но ниже пояса – только белые трусы, а на ногах – черные носки со старомодными подтяжками. В одеждах совершенно иной эстетики по сцене периодически проходит странная процессия: вдоль задника вальяжно прогуливаются дамы в старинных платьях и с зонтиками и мужчины в причудливых костюмах и цилиндрах. Одежды этих персонажей выполнены из плотной светлой ткани в крупную черную клетку, что полностью выпадает из общей цветовой гаммы сценических костюмов, однако находится в гармонии с серым мерцанием абстрактной сценографии.

D9

Иржи Бубенчик (Иосиф) и Елена Востротина (Ангел)

Большое впечатление произвели исполнители «Легенды об Иосифе» и прежде всего ведущие солисты. Танцевально сложную и психологически напряженную партию Иосифа превосходно исполнил Иржи Бубенчик. Он блистательно продемонстрировал свое высокое танцевальное и артистическое мастерство. Знаменитый танцовщик ярко и проникновенно воплотил образ библейского персонажа, наделив его глубокими и сильными чувствами. Поистине потрясающе исполнила партию жены Потифара Светлана Гилева. Необычайно одаренная балерина с прекрасной танцевальной техникой и редким артистизмом нашла точные и сочные краски для выражения внутреннего мира и помыслов жены Потифара. Роль Потифара великолепно исполнил Милан Мадар. Благодаря широкой танцевальной и артистической палитре Милана, волевой образ египетского царедворца предстал рельефно и убедительно. Незабываемое впечатление произвела прелестная балерина Елена Востротина: она возвышенно и вдохновенно воплотила прекрасный образ Ангела.  Истинное восхищение доставляло звучание оркестра. Саксонская государственная капелла под управлением американского дирижера Поля Коннелли заслуживает высших похвал: сложная, драматургически сильная музыка Р.Штрауса была исполнена необычайно красочно и образно, экспрессивно и динамично, чаруя тончайшими нюансами и живописными контрастами.

В заключение, справедливости ради, нужно все-таки признать, что балет А Ратманского «Танцевальная сюита» оказался как бы живительным эликсиром, который помог пережить нескончаемую «Легенду об Иосифе». Тридцать минут истинного счастья, которое щедро подарил немецкой публике А.Ратманский своим новым очаровательным хореографическим шедевром,  возвеличили творчество Р.Штрауса и достойно отметили его юбилей!

Информация на сайте: 

Crédit photos : © Ian Whalen