6, 27 июня – Oper Leipzig
Отмечая 200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера, в Опере Лейпцига появились «Феи» – первая и редко исполняемая опера композитора. Прекрасный спектакль оригинально поставил французский режиссер Рено Дусе. Согласно его концепции, глава семейства, слушая по радию трансляцию оперы «Феи», воображает себя её главным персонажем и участвует в действии. Действие оперы происходит то в его современной квартире, то в сказочном мире пьесы Карла Гоцци. Спектакль восхищает фееричным оформлением: автор декораций и костюмов – канадец Андре Барб. Великолепно звучит оркестр театра под управлением немецкого дирижера Матиаса Форемни.
Великий немецкий композитор Рихард Вагнер (1813-1883) внес значительный вклад в историю мирового музыкального искусства. Центральное место в творческом наследии Вагнера занимают оперы – их всего 13. В этих произведениях запечатлен национальный склад характера, воссозданы легенды и предания немецкого народа, величавые картины природы. Вагнер был гениальным композитором и одаренным драматургом – автором либретто всех своих опер, а также выдающимся дирижером и ярким публицистом. В отличие от ряда своих знаменитых произведений, которые композитор создавал тщательно и достаточно долго, над юношеской оперой «Феи» он работал только один год – с 1833 по 1834 гг. В основу либретто была положена драматическая сказка Карло Гоцци «Женщина-змея». Сочиняя либретто для «Фей», Вагнер несколько изменил сюжетную линию сказки К.Гоцци и поменял имена её главных героев. В итоге, получился более ёмкий романтичный текст, который постепенно приобрел яркую и красочную музыкальную плоть, созданную под влиянием разных композиторов.
Вагнер не увидел своих «Фей» на оперной сцене, притом что отдельные фрагменты этого произведения звучали в концертных программах в Вюрцбурге и Магдебурге. Публика смогла познакомиться с первой законченной оперой Вагнера лишь 29 июня 1888 года – на её премьере в Мюнхене. После длительного забвения «Феи» были поставлены в Байройте (1967), Бирмингеме (1969), Вуппертале (1981); концертное исполнение оперы состоялось в Нью-Йорке (1982). Во Франции «Феи» впервые появились на сцене парижского театра Шатле в 2009 году.
В честь 200-летия со дня рождения Вагнера Оперный театр Лейпцига решил показать юношеское произведение композитора, и «Феи» предстали в гениальном сценическом воплощении, благодаря редчайшему таланту французского режиссера Рено Дусе. Свою творческую карьеру он начинал в качестве классического танцовщика во Франции, затем переехал в Канаду, где вначале стал ставить хореографические пьесы, а затем и театральные спектакли. С 2000 года необычайно плодовитый мастер работает вместе с канадским художником Андре Барбом, который создает декорации и сценические костюмы. Постановку оперы «Феи» Р.Дусе осуществил вместе со своим постоянным партнером. В результате вдохновенного сотрудничества этого творческого тандема родился потрясающий, фантастический спектакль, который, наверняка, восхитил бы самого Вагнера!
Для постановки трехактной оперы режиссер придумал совершенно невероятную концепцию. Он вполне обоснованно отказался от ныне модного и уже порядком надоевшего осовременивания оперных произведений, а также от уже отжившего свой век показа оперного действия на реалистический манер. Постановщик выбрал своеобразный и даже, казалось бы, рискованный путь эклектичной трактовки вагнеровской оперы: он смело соединил современную жизнь со сказочным действием и сделал это феноменально!
Спектакль начинается очень прозаически в полной тишине зрительного зала: глава современного немецкого семейства вместе с гостями сидит за столом на кухне в своей квартире. Но вот начинает прямая радиотрансляция оперы Вагнера «Феи», и гости уходят, а хозяин переходит в другую комнату, где удобно устраивается на диване и слушает радио. Дикторский текст рассказывает предысторию оперного действия, затем вступает оркестр. Музыка Вагнера настолько увлекает хозяина квартиры, что он начинает петь арию Ариндаля – главного героя оперы «Феи» и, по театральному волшебству, реально становится им, так как, благодаря сценографическим чудесам, попадает в дивный сад, где обитают прекрасные феи и Ада, возлюбленная Ариндаля.
Оперное действие органично развивается то в современной квартире, то в романтическом саду, то в подземной пещере, то в средневековом замке, где бушуют придворные и военные страсти. Сценическая эклектика, искусно созданная в декорациях и костюмах, составляет оригинальность и важное достоинство спектакля. Оперное действие и его фантастические метаморфозы проистекают словно в сладостном сновидении, завораживая сказочной театральностью.
Трудно удержаться от соблазна рассказать, хотя бы вкратце, о некоторых сценических чудесах этой постановки. Прежде всего нужно подчеркнуть, что в отличие от сложившихся театральных традиций, смена больших оперных картин здесь происходит не по горизонтали, а по вертикали. Например, в начале спектакля двухкомнатный интерьер современной квартиры предстает на фоне фронтона богатого городского особняка. После подъема фронтона открывается идиллическая картина – дивный сад с множеством радостных и динамичных фей. В пышных красочных нарядах, изящно стилизованных под романтическую эпоху XVIII века, феи мило развлекаются с полуобнаженными юношами и устраивают легкую трапезу возле огромного ствола векового дуба под бесчисленными нитями нежной листвы, свисающей с колосников над изумрудными газонами. А вдали виднеются живописные просторы с яркой зеленью лугов и лесов. Все это диво, вначале как бы парящее над сценой, постепенно опускается до уровня современной квартиры, создавая тем самым иллюзию развития оперного действия с участием обитателя квартиры и фей дивного сада.
Неописуемой красотой потрясает сценическая картина средневекового замка, где эффектно разыгрываются многие драматические сцены спектакля. Изумительные декорации в точности воссоздают парадный зал знаменитого дворца Баварского короля Людвига II, построенного в горах возле Мюнхена. Благодаря искусному освещению и использованию видео, в этом дворцовом зале возникают видения сожжения детей Ады и Ариндаля, но, к счастью, оба мальчика остаются живы и принимают участие с сценическом действии. Об этом необычайно интересном и захватывающем спектакле можно рассказывать очень много и долго, потому что постановку «Фей» осуществили большие мастера с исключительно ярким талантам. Новый оперный спектакль является произведением высокого театрального искусства. Сегодня это – большая редкость!
Центральная идея оперы – утверждение верности и любви, дарующей свободу и счастье главным героям, получает триумфальное воплощение в патетическом финале спектакля. Благодаря полету огромной красивой бабочки, парящей под колосниками с королевским троном, находящийся нем Король фей, обнимая партитуру оперы, как бы дрейфует над сценой, а на самой сцене собираются все участники удивительного спектакля, чтобы отпраздновать нравственное очищение героя и его сказочное вознесение в бессмертный мир фей.
Четырехчасовой спектакль с двумя антрактами смотрится на одном дыхании. Он завораживает изумительным сценическим действием, живописными костюмами, великолепно стилизованными под разные исторические эпохи, и, конечно же, красочной романтической музыкой Вагнера. Она звучит ярко и живо в исполнении хора и оркестра Лейпцигской оперы под управлением немецкого дирижера Матиаса Форемни. Достойный вклад в успех спектакля вносят известные солисты – исполнители главных ролей. Образ Ариндаля воплощает немецкий тенор Давид Данхолт. К сожалению, его вокальные возможности оказались недостаточными для интерпретации сложной партии героя, хотя чисто сценически роль сделана интересно. Незабываемое впечатление производит немецкое сопрано Кристиан Либорн. В партии Ады певица пленяет богатым и сильным голосом. Нужно сказать, что в 2009 году именно К.Либорн превосходно исполнила роль Ады на премьере оперы «Феи» в парижском театре Châtelet. Мне довелось присутствовать на этом спектакле, и хотя сама постановка вызвала разочарование, образ Ады в трактовке К.Либорн оказался очень ярким и запоминающимся. Теперь в Опере Лейпцига «Феи» предстали в самой лучшей сценической версии и превосходно отметили 200-летний юбилей великого Вагнера!
Crédit photos : Copyright Kirsten Nijhof