Раритет- опера Верди «Симон Бокканегра»

5 февраля -9 марта 2017 Opera Vlaanderen, Antwerpen/Gent

Фламандская Опера уже не раз обращалась к произведениям позднего Верди. Теперь свет рампы увидела опера «Симон Бокканегра», не самая известная, и не самая популярная опера композитора. Редкая опера, которая не появлялась на сцене Антверпена с 1989 года, дала прекрасный повод немецкому режиссеру Дэвиду Херманну обратиться к современности. Как он сказал в интервью, сюжет оперы напомнил ему «Карточный домик», известный американский сериал на тему политических интриг в Вашингтоне. «Но, конечно, я не буду представлять на сцене оперу как «Карточный домик», просто постараюсь уделить   больше внимания отношениям между героями, запутавшимися в сложном заговоре». Оркестром Фламандской Оперы руководил маэстро Александр Жоэль, не первый раз появлявшийся на этой сцене и с 2016 года ставший главным приглашенным дирижером  Фламандской оперы.  Информация на сайте

        Опера состоит из пролога и трех действий. В прологе зрителям предложена предыстория. Хотя между прологом и продолжением проходят 25 лет, герои те же, их чувства тоже не изменились. Режиссер подчеркнул живучесть привязанностей, они умирают вместе с человеком, а, может, никогда не умирают. Действие начинается в красиво обставленном дворцовом зале. Это дворец генуэзских дожей.  В последующих актах на сцене представлена новая эпоха.  Режиссер Дэвид Херманн и сценограф Кристоф Хетцер (он же художник по костюмам) подчеркивают в декорациях и в костюмах, что наступило новое время. Если в прологе обстановка и костюмы исторические, то в дальнейшем герои одеты в те платья и джинсы, которые встретишь на современных улицах, среда их обитания тоже современная. 

       Лишь в последней сцене – в момент смерти Симона Бокканегра происходит возвращение в прошлое. Он выполнил свою обязанность на земле, восстановил справедливость в Генуе, нашел дочь и помирился с главным врагом, бывшим дожем Фиеско.

 

         Первый вариант оперы был написан Верди в 1857 году на либретто Мария Пиаве, в 1881 году опера была переработана согласно новому либретто Арриго Бойто, но и этот вариант не удовлетворил композитора. Хотя обычно театры (и Фламандская Опера не исключение), выбирают для постановки вариант 1881 года, премьера которого состоялась в Милане. 

        « Симон Бокканегра » напоминает пьесы Шекспира, а главный злодей Паоло – Яго. Личные судьбы переплетены с политическими ролями героев. Тут и потерянная дочь, и борьба патрициев и плебеев, и заговор против официальной власти. Человек становится пешкой в руках злодеев и в конце концов погибает.    

         

        В основе либретто – исторические события, происшедшие в Генуе в 1339 – 1363 году. Верди создал оперу, проецируя факты 500-летней давности на будущее Италии. По его настоянию,  автор либретто Бойто в конце первого акта вставил так называемую «Сцену в сенате», за основу которой были взяты два письма поэта Петрарки, написанные им дожам Венеции и Генуи, где он их просил забыть о распрях и думать только об Италии. Для Верди судьба Италии была важна, он сам принимал активное участие в попытках объединения отдельных провинций в единую страну и поддерживал Гарибальди. Свою веру в будущее Италии он передал в опере через наивный идеализм Симона Бокканегра. В заключительной сцене Фиеско, бывший дож, и Симон Бокканегра примиряются. Мне кажется, что в этом примирении Верди передал свою надежду на будущую единую Италию. Возможно, композитор увидел в либретто возможность принять участие в борьбе за объединение страны художественными средствами. Герой оперы люб его сердцу, он постоянно на сцене. Вторая линия, сентиментальная, менее значима. Понятно, что без нее не может быть оперного произведения. Возможно, зрители чувствовали, что эта опера скорее политическая, и у Верди были другие интересы, помимо создания прекрасной музыки, потому она и не была популярной. В опере важна не только музыка, но и текст либретто, тут политические распри и столкновения занимают больше места, чем любовная история. Споры в Сенате, примирение патрициев и плебеев в конце первого акта, восстание в третьем акте, неоднократные нападения на Симона оставляют в стороне любовь Амелии и Габриэля.  

       Если учесть подобные соображения, то становится понятной мизансцена Дэвида Херманна, в частности конец второго акта, где Симон Бокканегра представлен Христом, а его сторонники – сподвижниками Христа, празднующими еврейскую Пасху. Особо выделен главный злодей Паоло -Иуда.  Вот только вызывает сомнения образ дочери Симона Амелии, которая  находится в той же комнате в образе Святой Девы Марии. Возможно, она старается уберечь своего отца от гибели. Постановщик руководствовался наивностью Симона, который не верил, что может быть предан теми людьми, которые его сделали дожем. Отсюда его сопоставление с  образом Христа.   

       Оркестр под управлением Александра Жоэля хорошо передал музыкальную параллель между морем и эмоциями героев. Спокойное море подчеркивает бурю в сердцах героев, бурное море служит фоном для покоя в душе Симона. В финале оперы он не подозревал о свое обреченности, а трагическая музыка уже предсказала слушателям его судьбу. Обычно среди главных причин непопулярности оперы называют мрачное трагическое либретто,  преобладание низких мужских голосов, с самого начала задающих трагические ноты и предвидение трагедии, мало бельканто, и отсутствие арий в партии Симона.  Но мне хочется добавить еще одну причину- опера была слишком политизированной и слишком злободневной. Издатель партитуры оперы Риккорди писал, что недостаток оперы в том, что герои должны быть созданы на сцене, так как они не были созданы композитором, и это наложило большие обязательства на солистов. Тем не менее, эта опера позднего Верди –одна из самых значительных в его творчестве. Сам композитор отказывался понять, почему его любимое детище не обрело популярности.

 Среди исполнителей наибольшее впечатление произвел китайский бас Лианг Ли в роли дожа Фиеско. Его дуэты с итальянским баритоном Николя Алаймо (Симон Бокканегра) звучали завораживающе. В роли возлюбленного Амелии выступил узбекский тенор Нажмиддин Мавлянов. Певец обладает сильным и звучным героическим тенором, хотя иногда несколько форсирует звук, добавляя в него надрыв. Главная женская роль, дочери Симона Амелии, досталась греческой сопрано Мирто Папатанасиу, молодой певице, успешно выступающей в европейских театрах. В роли злодея Паоло выступил албанец Гезим, еще один сильный баритон, дополнивший квартет низких голосов. Роль другого заговорщика исполнил русский баритон Евгений Солодовников.

Crédit photo: Opera Antwerpen