Канны 2018 – молодая кровь, а также Годар, Гарроне, Павликовский, Серебренников. И под вопросом – Ларс фон Триер

8-19мая 2018 Festival de Cannes

В Париже прошла пресс-конференция, на которой была объявлена конкурсная программа 71-го Каннского  кинофестиваля. Обновление – главный слоган, который выбрал для нового десятилетия Канн программный директор фестиваля Тьерри Фремо. Меняются некоторые устойчивые правила: фестиваль начнется во вторник вместо традиционной среды, журналисты не смогут больше смотреть фильмы до официальной премьеры в Зале Люмьер, наведут порядок на знаменитой красной лестнице, полностью запретив зрителям фотографироваться: как заметил Фремо,в Канны едут смотреть, а не себя показывать. Президент фестиваля, Пьер Лескюр, анонсировал специальный конкурс для зрителей от 18 до 28, « 3 Days in Cannes« , который даст шанс посетить главный киносмотр мира молодым синефилам со всей планеты. Но главное новшество коснется самой программы: Каннский фестиваль решился наконец на большую чистку.

Photo Ek.Bogopolskaia

      В самом деле, в этом году из 18 избранников 8 режиссеров участвуют в главном Каннском конкурсе впервые. И если все они, кроме египтянина А.Б. Шоки (Shawky), далеко не дебютанты, это не имена  из  постоянного Kаннского круга: француженка Эва Хюссон, иранец Жафар Панахи, ливанка Надин Лабаки, поляк Павел Павликовский,  американец Дэвид Роберт Митчелл, японец Рюсуке Хамагути и  русский Кирилл Серебренников – его последний фильм «Лето», монтаж которого заканчивался, когда режиссер уже был под домашним арестом, посвящен лидеру группы « Kино »Виктору Цою и ленинградскому музыкальному андерграунду конца 70-х . Как лапидарно объяснил Фремо, «это история рока по ту сторону железного занавеса». Стоит ли добавлять, что фестиваль надеется, что Кирилл Серебренников сможет приехать в Канны.

     Если в основном конкурсе представлены все же 9 режиссеров из ближнего круга, нет ни одного Пальмоносца, даже если в программе новый фильм живого классика, Жан-Люка Годара (восьмой раз в конкурсе), « Le Livre d’image »(Визуальная книга).  В пятый раз выбран в конкурс китаец Цзя Чжанке и японец  Хирокадзу Корээда, в четвертый раз итальянец Маттео Гарроне , в третий – корейский режиссер Ли Чхан-Дон и иранец Асгар Фархади (его картиной, с Пенелопой Круз и Хавьером Бардемом, снятой в Испании, «Todos Lo Saben», откроется фестиваль). Во второй раз участвует в конкурсе фильм итальянки Аличе Рорвахер, французов Стефана Бризе и Кристофа Оноре.  После 27 летнего отсутствия возвращается на Круазетт американец Спайк Ли, и  это будет его третье участие в конкурсе.  

     Хотя список участников еще будет пополняться, можно сделать первые выводы.  В  конкурсе этого года доминирует Европа с восьми фильмами, 7 картин из Азии, и полностью отсутствует Латинская Америка.  Не вошли в программы и многие режиссеры, участие которых прогнозировалось как почти точное. Фремо дал на эту тему несколько объяснений. Про Жака Одиара: американские продюсеры не хотят засветить картину за полгода до выхода на экраны; Ксавье Долан взялся за перемонтаж; новый четырехчасовой  фильм Паоло Соррентино не попал в конкурс, так как  первая часть выходит в прокат в Италии до Каннского фестиваля. Что касается Ларса фон Триера, возвращение которого в этом году особо предвкушали журналисты, вопрос, по утверждению Фремо, остается открытым. По слухам, новая картина датчанина «Дом, который построил Джек», о знаменитом серийном убийце, шокировала даже видавших виды отборщиков настолько, что многие просто покидали зал. Возможно, главному скандалисту Канн предложили внести какие-то изменения.  В любом случае, конкурс не полный, и в ближайшие недели будет дополнен несколькими именами.

    Заметим, что европейцы преобладают и в конкурсе « Особого взгляда »: Россию в нем будет представлять Адильхан Ержанов, режиссер, который, по выражению Фремо, « снимает в Казахстане ». Знаковым  назвал Тьерри Фремо фильм француза Антуана Дерозьера « A genoux les gars » (На колени, мужики), трактующий тему отношений мужчин и женщин. 

   На вопрос почему  фестиваль не соблюдает паритет режиссеров мужчин и женщин в конкурсе,  Фремо парировал довольно жестко: единственный критерий, по которому отбираются работы, – художественный, и ни  о каком искусственном  подтягивании ради  пресловутого паритета не может быть и речи.  Зато  в отборочных комиссиях  этот паритет стараются соблюдать, так же,  как  и в составе будущего жюри. Хотя имена членов жюри пока держится в тайне, председатель этого года уже известна  – это австралийская актриса Кейт Бланшетт.

      После скандала прошлого года с Netflix (по регламенту Канн участники конкурса должны выйти в кинопрокат и не могут показываться параллельно он-лайн) компания заявила, что ее  фильмы вообще не будут участвовать в фестивале.  Среди картин, которые мы не увидим, восстановленный  и завершенный фильм Орсона Уэллса «Другая сторона ветра».


         Вне конкурса будет показан новый эпизод «Звездных войн» (режиссер Рон Ховард) и картина французского актера Жиля Леллуша с французским же звездным кастингом, «Le Grand Bain», которую Фремо определил как «кино для широкого зрителя, которому тоже есть место в Каннах». В «Специальных показах» отметим  документальный фильм  Вима Вендерса о Папе Римском «Папа Франциск -человек слова»;  «Traversée » – картина двух бывших лидеров молодежного движения 68-го, Ромена Гупиля и Даниэля Кон-Бендита, вопреки ожиданиям, посвящена не пятидесятилетию майских протестов, а исключительно современности: герой их опуса, Эммануэль Макрон собственной персоной, снятый во время президентской компании и сразу после нее.  Китайский режиссер Ванг Бинг представит восьмичасовой документальный фильм под знаковым названием «Мертвые души», в котором собрал свидетельства людей, переживших Культурную Революцию.

           И чтобы не заканчивать на грустной ноте, обратимся к афише этого года, на которой Бельмондо урывает страстный поцелуй у Анны Карины в культовом фильме Годара «Безумный Пьеро»: как сказал Фремо, это к тому, чтобы мы не забывали, « Канны- это также фильмы про  любовь ».