Японская « Баядерка » на фестивале памяти великого русского балетмейстера, француза Мариуса Петипа

В ноябре в Санкт-Петербурге прошел фестиваль  искусств «Дягилев. P.S.» В этом году он посвящен Мариусу Петипа, 200-летие которого отмечается балетным миром. Петербургский Дягилевский фестиваль включен в официальную программу празднования Года Петипа, для участия в нем в город съехались интересные балетные труппы и ведущие хореографы. Вообще, «Дягилев. P.S.», который проходит в Петербурге в девятый раз, становится год от года  все более значимым и интересным. 

Открылся фестиваль балетом «Баядерка.Пространство иллюзии» на сцене Александринского театра. Спектакль привезла японская труппа Noism, основанная в 2004 году в городе Ниигата. Создатель труппы и хореограф спектакля Дзё Канамори решительно отказался  от создания своего  метода, отсюда название его труппы, которое читается как  Но-изм, то есть никакого нового изобретения или метода.  

Выше всего японский хореограф ставит  качество постановки, в которой, по его мнению, все составляющие должны быть равноценны и равнозначны:  танцы, драматическая игра балетных артистов, сценография и костюмы. Сам хореограф приехал в Петербург и дал мастер-класс, где показал разработанный им метод обучения танцоров, в основе которого лежит «ощущение «позитивного напряжения». Он утверждает, что в теле танцовщика во время движения  происходят два параллельных процесса, и любая поза создается благодаря  кинетическому напряжению, идущему изнутри. Петербургские балетные артисты имели возможность познакомиться с этим методом и одновременно увидеть его применение на практике в спектакле «Баядерка. Пространство иллюзии».

Развивая  свою установку не создавать нового изма, Канамори  ставит классические балеты, но с добавлением современного антуража. Например в «Баядерке»  в оригинальную партитуру   Людвига Минкуса была включена музыка, созданная японским композитором Ясухиро Кадамтасу. Помимо музыкального материала в балете звучали монологи, произносимые на японском языке, что расширяло спектакль и превращало его  в поистине драматический балет, приближая  мифическую историю к современности.

Вопрос о драматических монологах довольно спорный, но безусловно такой прием интересен. Режиссером спектакля стал известный японский драматург Хирата Ориза. В отличие от классической «Баядерки», действие в которой развертывается в Индии,  в японской «Баядерке» местом действия стала империя Мараншу, это и есть Пространство иллюзий, и оно представляется как воспоминания  инвалида, у которого в голове от всей прошлой жизни остались лишь отдельные эпизоды. Он появляется на сцене в инвалидной коляске,  посвящая аудиторию в происходящее и регулярно  возникая во время действия. Его монологи переданы субтитрами, как и монологи других участников спектакля. Империя Мараншу  перестала существовать из за разрушительных конфликтов, политических, религиозных  и расовых.  Этот свидетель, описывая разрушения и страдания людей, задает вопрос себе и тем, кого уже нет: «Почему так случилось? Кто виноват?»  Можно угадать, что  режиссер- пацифист, и он через  спектакль обращается к нам, современникам: « Сделайте  что -нибудь, не позвольте земле превратиться в пустыню, как империя Мараншу ».

Так что же произошло в Мараншу?  На примере любовной истории  Миран  и Батора  ответ дает балетный спектакль. После такого вступления зазвучала музыка Минкуса, и на сцене появились  молодые танцовщицы, среди которых была  Миран. Роль Миран исполняла ведущая балерина труппы Савако Исеки. Она любит прославленного воина Батора, но Император  решил  выдать за него свою дочь. Роль Батора исполняет Сатоши Накагава. Воин обязан подчиниться, тогда Миран потребовала от него клятву верности. Как и в классическом варианте «Баядерки» следует  сцена ревности между нею и императорской дочерью, Миран умирает от укуса змеи, а Батор погружается в опиумный сон.

Звучит голос, рассказывающий, как англичане ввезли в страну огромное количество опиума и превратили население в наркоманов. В опиумных видениях Батора появляется Миран и напоминает ему о клятве. Готовится свадьба, и одновременно начинается война. На сцене убитые и  раненые, танки и солдаты с ружьями. Императора нет, колонны повалены, исчезли и Миран, и невеста Батора. В финале действие возвращается  к пожилому человеку в инвалидной коляске. Он читает письмо на желтой бумаге, это все, что осталось от империи Мараншу :  «Страна-иллюзия существовала 13   лет».  

Пауза, и на сцену вышли участники спектакля, всего 20 человек, в одинаковых коротких серых  халатах. Снова очевидно, что спектакль прозвучал как предостережение не следовать по пути империи Мараншу. Государство исчезло,  и все эгоистические поступки, как месть брамина, ревность дочери Императора, бесконечные войны с соседями – все было бессмысленно.  

Балет исполнялся на деми-пуантах,  но это не уменьшило изящности и эстетического удовольствия от увиденного на сцене. Прекрасные адажио, поддержки, воинственные мужские  танцы двух враждующих  групп- все было прекрасно выполнено. Танец теней  создал меланхолическое настроение, подчеркнув контраст между реалистическим представлением  конфликтов, переданных  мужскими пластическими группами, и трогательным финальным адажио Миран и Батор с его уникальным эмоциональным настроением. Батор пытается коснуться Минар, но находит лишь ее платье.   

Поразительны костюмы, созданные для артистов балета. Отнюдь не пачки, но легкие, многослойные типично японские изобретения кажутся воздушными. Когда балерины вращаются, они представляются разноцветными факелами. Костюм невесты Батора отличен от костюмов танцовщиц. Он кажется жестким, гофрированным, но оказывается мягким и податливым.

Две враждующие группы воинов одеты в костюмы разных интенсивных цветов,  оранжевого и сиреневого.  В оформлении сцены использованы тонкие колонны, которые перемещались по сцене и  представляли элементы храма, лес или императорский дворец.

В программе фестиваля также были балеты «Коппелия»  в исполнении Екатеринбургского театра, «Неспящая красавица» хореографа Мелиссы Хоу (Национальный балет Норвегии),  поставленная Сергеем Вихаревым «Пахита» в исполнении  труппы Урал Опера Балет и фильмы  о балетах шведского хореографа Матса Эка.

Crédit photo: Евгений Пронин