18 февраля в 19.30 прямая трансляция из Парижской Opéra Bastille на Arte concert ( а с 21 февраля по 20 августа 2021 на телеканале Аrte) : нас ждет «Аида» Верди в постановке голландки Лотте де Бир/ Lotte de Beer, известной своими актуальными адаптациями классики. Сюжет «Аиды» обновлен в духе модного постколониального осмысления европейской истории. Де Бир приравняла Фивы эпохи фараонов к коллективному Западу, а побежденную Эфиопию- к колониям. Но даже если вы радикальный противник переписывания классики, вам невозможно будет устоять против звездного квартета исполнителей: восхитительный немецкий тенор Ионас Кауфман-Радамес, знаменитый французский баритон Людовик Тезье -Амонасро, в роли Аиды -одна из главных исполнительниц вердиевского репертуара американо-канадское сопрано Сондра Радвановски, Амнерис – российское меццо-сопрано Ксения Дудникова. За дирижерским пультом – итальянский маэстро Микеле Мариотти/ Michele Mariotti.

Фотография с репетиций
«Аида» была написана по заказу египетского вице-султана для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала. Премьера состоялась в Каире в 1871 году. В опере повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды — дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне. Лотте де Бир считает Египет одним из столпов европейской цивилизации, вместе с Древней Грецией и Римом. И символом победного марша коллективного Запада, от фараонов до наших дней. То есть Египет для нее Европа, а Эфиопия – одна из ее колоний.

Радамес – Ионас Кайфман
Причем конфликт переносится в сферу войны культур – межу колонизаторами и колонизируемыми. Аида и ее отец не «благородные дикари» без идентичности, просто они принадлежат цивилизации, у которой европейцы веками воровали все, в том числе и искусство. Доведя эту мысль до логического предела, Лотте де Бир переносит действие оперы в европейский музей конца XIX века – как раз в то время, когда и была написана « Аида ».

Марионетка Аиды
«Во втором акте по приказу фараона все пленники освобождены, только Аида и ее отец, Амонасро, остаются – как заложники. Их оставляют точно также, как другие военные трофеи, в том числе произведения искусства, в европейских музеях этнологии. Именно там, в музей мы и поместим персонажей « Аиды »». Создать визуальные образы Аиды и Амонасро и их ностальгические мечтания о родной земле Лотте де Бир поручила знаковой зимбабвийской художнице, работающей в Эфиопии, Вирджинии Чихоте/Virginia Chihota. По ее рисункам известный английский дизайнер кукол Mervyn Millar (Significant Object), кстати, один из создателей знаменитого лондонского спектакля War Horse, сделает марионетки в человеческий рост.

Марионетка Амонасро
«Война между Египтом и Эфиопией становится конфликтом культур между Европой и ее колониями. Восток и Запад, вместе им никогда им не сойтись»,- Лотте де Бир заключает свой комментарий к опере Верди как программный манифест.
Crédit photo: Opéra National de Paris