Paris Photo 2021 ждали все. Не только потому, что в 2020 он был отменён, но и в связи с «временным» переездом в новое пространство Grand Palais Éphémère, сильно отличающееся от привычного Carrousel du Louvre и Grand Palais. Галерейщики, коллекционеры и просто любители «поглазеть», приученные к тому что фотовыставки нынче -«The Must», всё-таки прибежали взглянуть на новое пространство, посмотреть что нынче в тренде, – правда, в меньшем количестве, чем раньше, всего 48 тысяч посетителей против 60 тысяч в 2019 году.
Не буду придираться и сравнивать, всем сейчас тяжело, но думаю, в этот пандемичный период фотография пострадала не меньше своего «partner in crime» – мировых авиакампаний. Это, конечно, отразилось на предлагаемой к продаже продукции. На такого рода продажах, язык не поворачивается назвать это выставкой, не спрос рождает предложение, а в точности наоборот. Галерея решает, кого она будет продавать, а значит и выставлять.
Галерейщиков понять можно, после почти двухлетнего простоя, оплаты помещений, работников, выставочного пространства итд, затраты таковы, что играть в «фотографический талант» мало кто себе может позволить. Галерее теперь нужен «valeur sûre»- узнаваемый, уже раскрученный фотограф, желательно мёртвый, хотя и очень молодой тоже подойдёт, желательно чтобы это была женщина, ну а если не белая, так вообще идеально. Приехало в этом году 148 галерей из 30 стран, против 213 из 31 страны в 2019 году. Отсутствие 65 галерей вызвано не только меньшим размером Palais Éphémère, но и говорит о ситуации в мире фото-индустрии в целом. Да, фото-индустрии, вы не ослышались. Теперь и любимая фотография из серии «Остановись мгновенье-ты прекрасно» увы, стала индустрией. Вопрос что главное – фотограф или фотография, уже даже не задается, дебаты на эту тему проходили ещё на позапозапрошлых London Photo, где раз и навсегда было признано – фотограф важнее фотографии…признано кем? Коллекционерами. Кстати, тоже не маловажные люди в профессии. Ведь кто, как не они, подпитывают рынок фотографии.
На London Photo, существенно отличающемся от Парижского целенаправленностью продаж, можно встретить довольно занимательных персонажей. Они с упоением рассказывают соседям по Gala Party о страшно-рискованно-грустно-смешных историях фотографов, чьи фото они недавно приобрели. Ситуация фотографа, личная жизнь, сплетня, концепция при этом – главное, не фотографию же, право, за столом показывать… Фотографии, конечно, легче коллекционировать, стоят они дешевле, редко являются уникальными, да и количество зашкаливает, выбирай на любой вкус. Помню разговор американо-английской пары, принявшей за правило игры иметь в коллекции только 365 фотографий, если покупаешь одну новую, то какую-то обязан продать…почему бы и нет, коллекция, дело личное. Кто были visiteurs в этом году на Paris Photo – понять трудно. Маски не способствуют быстрому узнаванию и приятному общению. Все, кто узнавали друг друга, были рады видеть – что этот выжил и тот пережил и продержался…К всеобщей радости, приехали и иностранные галереи, помимо 55 французских галерей, были 20 из Америки, 18 из Германии, 10 из Англии- это предсказуемые участники. 9 из Африки, 5 из Азии и 3 из Латинской Америки -новички. Очень хотелось их поддержать, увы, не всегда это было возможно ввиду очень странной, скучноватой подборки фотографий, отчего какие-то галереи были абсолютно пустыми. Любопытно, как отличается фотографический вкус в зависимости от страны галереи…
Англичане привезли старинные, антикварные, уникальные серебряно- желатиновые тиражи 19-20 веков, небольшого размера, жёлтого цвета, которые можно рассматривать вечно, в основном не подписанные, на любителя. Коим я, например, являюсь. Американцев, в лице Staley-Wise NY gallery, больше интересует 80-90 годы 20 века, Аvedon, Newton ,Leibovitz, Vogue. Красота. Женщины. Модные и узнаваемые персонажи.Чистая работа, качественный тираж, потрясающая свето-тень, большой размер. Всё учтено, записано в реестры, неоднократно напечатано в прессе и узнаваемо – цена соответствующая.
Кстати английский Наmilton’s выступил с той же программой- Аvedon, Newton…higth level of photo buisness.. Главный приз ( от меня) за сценографию – черные стены, прекрасный точечный свет, цветы, шампанское, девочки… всё что нужно для лёгкой продажи.
Немцы, как всегда, фотография коллаж, вечно что-нибудь наклеят и к чему-нибудь пришьют… Мода пришивать и вышивать на фото, не обошла в этом году и Африканские галереи..увы. Не понять мне в этом году выбор такого гранда как Gagosian- цветы, фрукты -американского художника CY Tombly. Да, я понимаю, трудно представить, что такой философский художник- абстракционист вдруг «фотографирует» -изображает цветы и фрукты. Никакие, надо сказать, цветы.. и вот вам опять разговор – фотограф или фотография. Французы, пока, придерживаются классической фотографии…ура! Порадовали глаз старинные фото Genia Rubin 1930 и фото Josefine Baker 1926. MMe d’Ora, galerie Gilles Peyroulet&Cie. Paris. Удивляет « Magnum »- при таком количестве прекрасных фотографов, абсолютно всегда, а в этот раз особенно, странный выбор работ на продажу. Результат – пустое пространство.
Главный happening этого года, конечно же галерея Christian Berst art Brut. Это их первая выставка и такое попадание в яблочко -Tomasz Machcinski, польский рабочий с 22 000 автопортретами в разных образах -от Прекрасной Дамы до Ван Гога. «Это мы уже видели»,- скажите вы, вспоминая Cindy Sherman фотографирующую в том же жанре автопортрета. Во -первых, Machcinski начал снимать задолго до Sherman. Во-вторых, 80- летний поляк 22 000 раз преображается в выбранного персонажа, взращивает его внутри себя. Cindy Sherman же просто переодевается и красится в кого-то, это видно по фото.
Случайно и неожиданно на этом Paris Photo произошло,знакомое нам всем, вечное сопоставление Востока и Запада. С одной стороны жизнь американской артистки одной из самых высокооплачиваемых фотографов…с другой жизнь польского рабочего…большая разница, согласитесь. Потому и разница глубины чувств между их фотографиями огромная, – в пользу Machcinski конечно.И цена, соответсвенно, разная – Cindy Sherman за фото «1981» в 2011 году $3,890,500. Tomasz Machinski 4500 euro – тут уж в пользу Sherman.
Никто так и не понял из чего происходит ценообразование фотографий Cindy Sherman- вроде и жива ещё, и продолжает работать…
Вообще фотография всё больше и больше становится искусством, причём искусством абстрактным. Уж на ней и шьют, и клеят, и мозаику складывают, и формочки из нее делают. В этом году и старые телевизоры притащили, в количестве 10 штук. Положили друг на друга, внутри плохое изображение старых семейных фото- тоже теперь фотографией называется..
Я не ханжа, я тоже хочу найти новый способ выражения, я тоже за модерн, за футуризм, за будущее, но… Фотография – это информация. На фотографии, даже очень абстрактной и фотошопированной, очень чётко видно, чем человечек живёт, о чем думает, о чем мечтает.Фотография- это то, что мы видим вокруг, четко ли, не чётко, но видим.. Как показало Paris Photo 2021 -модные тенденция нынче – это прошлое. Не самое плохое, кстати.
Будущее сфотографировать нам ещё предстоит. А пока, как всегда, я говорю, God Save Galery “Camera Obscura”!
Удивительные фото Sarah Moon, Paolo Roversi, Penhti Sammalahti, Masao Yamamoto…
Есть еще в этом мире место прекрасному…
Автор, известный фотограф Александра Кремер-Хомасуридзе/Alexandra Kremer-Khomassouridze родилась в Москве, выросла в Баку. С 1989 года живет в Париже. Фотографии Кремер-Хомасуридзе многократно публиковались в ведущих европейских изданиях, издаются лимитированным тиражом и хранятся в частных коллекциях – kremeralexandra.com