Феминистская сказка о снежной королеве Кристине Шведской закончится хэппи-эндом

25 ноября -18 декабря 2021Théâtre Nanterre-Amandiers

«Вскрытие снега»/Dissection d’une chute de neige  -первый спектакль Кристофа Рока/ Christophe Rauck как худрука знаменитого Théâtre Nanterre-Amandiers. И второе обращение режиссера к пьесе шведской писательницы-феминистки Сары Стридсберг/Sara Stridsberg после «Факультета грез» – вымышленной биографии радикальной американской активистки феминизма Валери Соланас, известной неудачным покушением на Уорхола. «Вскрытие снега»  – прочитанная в свете гендерной проблематики и феминизма история одной из самых необыкновенных женщин, королевы Швеции Кристины (1626–1689). Единственная дочь короля Густава II, фантастически образованная, покровительница искусств и наук, и, как- никак,- собеседница Декарта: по ее приглашению, он приехал в Стокгольм, правда, через полгода умер, по одной из версий -от холода. Все эти обстоятельства находят отражение в пьесе, в том числе и название (Декарт интересовался формой снежинок), но все крутится вокруг главного вопроса- какого пола власть?  Рок сделал очень стильный спектакль на феноменальную актрису Мари-Софи Фердан/Marie-Sophie Ferdane. (Несколько лет тому назад она ушла из Комеди-Франсез, чтобы работать с режиссерами по своему выбору и усмотрению). Сценография от Alain Lagarde- как дизайнерская инсталляция. В  духе сказки – назовем ее снежная тюрьма для снежной королевы.

На сцене длинная стеклянная витрина, внутри которой сугробы из белого пуха, напоминающие легкий снег. Утопая в снегу и живут. Внутри витрины, как и за ее пределами,  тоже идет снег ( изумительное видео от Пьер Мартэн/ Pierre Martin, игра со светом от Оливье Удью/ Olivier Oudiou).

Итак, какого пола  власть? Король всегда мужского рода.  Кристина, необыкновенная личность, просвещенный монарх и деспот, после долгих терзаний- себя, и других, имеет дерзость отказаться   от короны, чтобы стать свободной. Все персонажи – аллегорические фигуры: Власть, Философ, Отец. Мать, Love/ Влюбленный,  и  Belle/Красавица. Кристина тоже не названа по имени,  воспитанная отцом с детства как принц, она называет себя  Девица -Король. Царь -Девица, как в русских сказках.

Царь-Девица – пленница  своего замка и своей королевской функции. Остановившееся время сказки, где мертвый король в окровавленной рубашке ( чудесный  Тьерри Боск) встает со своего катафалка, чтобы давать советы дочери – не по возрасту мудрой, но непокорной. Пьеса начинается с того, что Царь-Девица отказывается исполнить возложенную на нее Властью (это персонаж) роль: выйти замуж и родить наследника. Несмотря на то, что суженый, кузен Love (Эммануэль Нобле/Emmanuel Noblet) дивно хорош собой, и  страстно влюблен. Ему в самом деле не власть нужна, а она, только она. Есть еще романс с белокурой нежной фрейлиной Belle (история лесбийских склонностей Кристины сильно преувеличена автором-феминисткой, тут даже  просматривается некая полемика с голливудской трактовкой от Греты Гарбо), которую, чтобы наказать саму себя за грех, Царь-Девица заставляет выйти замуж за старика. Чем навсегда удаляет ее от себя. Жестокая принцесса, запутавшаяся в своих противоречиях. Гендерная неопределенность здесь -как предлог для жестокости, странностей характера- импульсивности, непредсказуемости, амбивалентности.

Стеклянная витрина вращается, поворачиваясь к нам под разными углами зрения – как крутится -вертится сознание героини, раздираемой внутренними противоречиями. И первое – кто она? Воспитанная отцом, ждавшим сына, как принц, она в 6 лет, после его гибели во времена тридцатилетней войны, объявлена престолонаследником. Отличалась с детства необыкновенным умом и редкой для того времени, даже в среде мужчин, образованностью.  Её Царь- Девица –  дерзкая, сильная, завораживающая, обладает нескрываемой чувственной женственностью. (Старинное платье из шелка так идет статной красавице  Мари-Софи Фердан). И стальным характером. Всегда при оружии (обожает охоту), но заниматься войнами не хочет ( кстати, исторической Кристине Европа обязана Вестфальским миром). Так кто же она, мужчина, женщина? Как спрашивает ее конфидент и учитель, Философ, советуя при этом от всего отказаться и уехать из Швеции, чтобы открыть для себя мир. Когда он сам захочет покинуть королевство, она прикажет его убить – как и многих других – и друзей и недругов.  (Философ – фигура, навеянная  Декартом,  в спектакле – неудачно распределённый  малийский актер, больше напоминавший африканского старейшину, чем просвещенного европейца).

Витрина посреди сцены  крутится вдоль своей оси, расширяя  пространство черной земли, где царствует Власть,  символ мужского мира и сковывающей личность несвободы,  там рабочие сцены в костюмах санитаров передвигают катафалки с больными и мертвыми. Светодиодиевая подсветка. Холодно, холодно. В первой части спектакля включается  электро, но где-то с середины звучит только старинная музыка, клавесин,  Бах.

Текст пьесы, интересно задуманной, отягощён длиннотами и набором банальностей, в общем, достаточно дидактичный. Кристоф Рок и актеры его вытягивают, превращают в стильную и очень занятную сказку о снежной королеве, оттаявшей и  уехавшей в теплые страны, в Италию, где ждали ее другие приключения и иные страсти. И, главное, свобода быть самой собой. В свободу Кристина входит женщиной 21 века – в джинсах и рубашке, долой фижмы и прочие карканы женской тюрьмы…. Впрочем, спектакль Кристофа Рока – не манифест феминизма, а изящное размышление о природе мужского-женского. Кстати, историческая Кристина проживет после отречения долгую насыщенную жизнь и будет похоронена  в базилике Святого Петра, редкая честь для женщины, даже для бывшей королевы. Вот такая вот сказка с хорошим концом.

Crédit photo: © Simon Gosselin