В конце прошлой недели правительство Бельгии приняло решение закрыть театры, кинотеатры и концертные залы с 26 декабря 2021. «Не хлебом единым…» Таково послание бельгийских работников искусства своему правительству в связи с принятием новых антиковидных мер. Они озвучили свое несогласие во время демонстраций, проходивших в Брюсселе и Льеже 26 декабря 2021 года.
Страна живет в режиме строгих ограничительных мер уже почти два года, особенно страдает культура, театры и концертные залы, музеи и культурные центры. Бельгийцы пережили первую, вторую, третью инфекционные волны. Похоже, конца этому не видать. Но за эти два года ситуация изменилась. Если вначале царил страх, растерянность, то теперь благодаря повсеместному применению вакцины снизилось количество умирающих, и у заболевших болезнь протекает в более легкой форме. Видя такие обнадеживающие результаты, театры и концертные залы начали планировать репертуар на следующий год, определять составы исполнителей. Появилась надежда, что культурная жизнь Бельгии вернется к доковидному уровню.
В театрах были начаты репетиции и определены программы. Но в ноябре без особых на то причин правительство ввело ограничения на количество зрителей в театрах и концертных залах: не более 200 человек. Для оперных театров и концертных залов это катастрофа. Но выбора не было. Фламандская Опера согласилась, аннулировав билеты на премьеру «Богемы» в Антверпене для всех, кроме 200 счастливчиков, пообещав, что к моменту премьеры оперы в Генте, которая должна состояться 8 января, ситуация может измениться и ограничения отменят. Брюссельский Дворец искусств подчинился требованиям правительства и отказался от больших симфонических концертов, предлагая публике выступления камерных коллективов и сольные.
В музеях ситуация лучше, выставки открыты. И публика может их посещать при наличии сертификата о вакцинации. Но при этом традиционная международная Европалия/Europalia, которая проводится в Брюсселе в течение многих лет, в этом году стала выставкой об истории бельгийских железных дорог в Королевском Музее искусств.
Все ожидали улучшения и снятия ограничений. Но тут появился омикрон. Хотя вскоре выяснилось, что он менее опасен, чем предыдущие штампы, и что большинство заболевших проходят лечение дома.
Я не знаю, что стало поводом введения новых ограничений. Их ожидали с замиранием сердца, и они были объявлены 23 декабря. Главное- с 27 декабря полное закрытие театров, отмена всех спектаклей и концертов, закрытие кинотеатров, прекращение деятельности культурных центров. При этом музеи остаются открытыми, также как рестораны, кафе и спортивные клубы.
Вначале была полная растерянность, непонимание, потом гнев. В Брюсселе культурные учреждения выпустили манифесты, осуждая это решение, убеждая коллег подписать воззвание к правительству. Одновременно деятели культуры решили провести демонстрации в Льеже и в Брюсселе с целью потребовать от правительства отмены этого решения.
Манифестации состоялись одновременно в Брюсселе на Горе Искусств ( Mont-des-Arts) и в Льеже. Фландрия напугана. Министр –Президент Фландрии Жан Жамбон (Jean Jambon) понизил субсидии на культуру, и театры напуганы, что он последние крохи заберет. Потому во Фландрии было тихо.
В демонстрации в Брюсселе, несмотря на ливень, приняли участие более 10 000 человек, они пришли поддержать культуру и выразить несогласие с решением правительства. Все были в масках, многие несли плакаты, на одном было написано «Жамбон-убийца культуры». На Горе Искусств была сооружена высокая трибуна, так что выступавших было хорошо видно и слышно, Среди них были фламандцы и франкоговорящие, все профессиональные ораторы. В том числе представители Théâtre royal flamand (KVS) и Оперный театр la Monnaie. Многие приехали из других регионов Бельгии. Выступления сопровождались аплодисментами. Громкоговорители охватывали большую территорию. Неподалеку духовой оркестр исполнял популярные мелодии. Место было оцеплено полицией, которая ни во что не вмешивалась.
Некоторые члены правительства были против этого решения, но Жан Жамбон сумел настоять на своем. Кроме того, он не любит сценическое искусство, несмотря на то, что одновременно является Министром культуры Фландрии. Закрытие театров и разрешение ресторанам продолжать работать можно назвать издевательством. Как говорится: « Нам позволили жить хлебом единым ».
Это неповиновение правительству, которое я наблюдаю впервые за 22 года, имеет важное значение. Главное- впервые руководители культурных учреждений отказались следовать указаниям правительства. Все началось с кинотеатров в Льеже, и это движение распространилось по всей Валлонии. В Брюсселе кинотеатры также остаются открытыми. Полиция заявила, что они на стороне непокорившихся и не будут вмешиваться. Судьи в Брюсселе сказали, что все культурные центры имеют право оставаться открытыми. То есть фактически происходит « культурная революция ».
Вечером 26 декабря вышла бельгийская газета ‘Le Soir’ с передовой, описывающей эту демонстрацию, под заголовком «На Горе Искусства культуру нельзя заставить замолчать». А это правительственная газета. Также журналисты пишут, что не помнят манифестаций, организованных культурным сектором.
Не стоит забывать, что восстание в Бельгии в июле 1830 году против голландской оккупации началось в театре La Monnaie после премьеры оперы « Немая из Портичи ». В результате голландцы были изгнаны, и появилась страна Бельгия.
Так что теперь будем следить, что будет дальше. Я помню только одну демонстрацию, которая случилась в 1996 году. Это был Белый марш, с участием до 300 000 человек, против педофилов, против убийства детей и за суровые наказания виновным, которых правительство надеялось спасти. В результате того марша правительство Жана-Люка Дехане пало. Так что я не удивлюсь, если в результате нового демарша правительство Александра Де Кроо падет.
Кстати, деятели культуры ссылаются на последние сведения об опасности заражения ковидом, полученные из берлинского исследовательского института. Согласно этим сведениям, наибольшая опасность заражения присутствует в супермаркетах, школах и в офисах, и минимальная в кинотеатрах, оперных и концертных залах. Они приводят цифры и обвиняют правительство в поспешных и непродуманных решениях, которые носят политический характер, и не имеют ничего общего с заботой о здоровье нации.
В результате ограничительных мер сектор культуры потерял 40 млн евро, и многие небольшие культурные учреждения закрылись, возможно, навсегда.
Ситуация меняется ежедневно. 27 декабря из статьи, опубликованной в Le Soir следует, что министр внутренних дел Бельгии Аннелис Ферлинден была вызвана в Трибунал выслушать обвинения , предъявленные Правительству франкоязычными Союзами писателей, композиторов, драматургов и работников киностудий в связи с введением этих ограничительных мер. Они потребовали, чтобы этот вердикт был аннулирован.
Ситуация меняется стремительно. Каждый день в бельгийской прессе появляются новые статьи, из которых ясно, что правительство не сможет уйти от ответственности и ему придется реагировать на такое неслыханное неповиновение. Мы будем внимательно следить за событиями.
PS. Когда статья уже была написана, стало известно, что утром 28 декабря состоялась встреча федераций культурного сектора с миниcтром здравоохранения Франком Ванденброке (Frank Vandenbroucje). После этой встречи было опубликовано коммюнике, в котором федерации изложили свою позицию. Главное требование- безотлагательная отмена декрета от 23 декабря 2021 года по закрытию культурных учреждений. Возвращение к тем же условиям работы, которые были приняты 21 ноября 2021 года.
Федерации подписавшихся ожидают от министра публичного отказа от этого декрета в четверг 30 декабря 2021 года. Также отказа от преследования тех учреждений, которые продолжают работать. Пока этого не произойдет, федерации прекращают все контакты с министерством. Второе- федерации по-прежнему грозят правительству судом за некомпетентность. Это главные пункты коммюнике.
Почему они повели себя так храбро? Им надоели увертки министерства. Франк Ванденброке сказал, что они не против открытия театров, но следует подождать до июня, когда ситуация станет яснее.
PS. События, действительно развиваются стремительно. Утром федерации встречались с министром. Вечером уже принято решение об остановке действия новых ограничений. Восторг!