« Триптих » Пуччини от Тобиаса Кратцера

15 марта -9 апреля 2022La Monnaie/Le Munt, Bruxelles;  

На афишах Брюссельского оперного театра Ла Монне объявлена премьера – опера Пуччини «Триптих»/Il Trittico. Прошло целых два года между предыдущей постановкой в театре, до ковида,  и нынешней. Потому на премьере была особенная атмосфера праздника,  радости, что музыкальный мир возвращается к нормальному существованию. Запланировано  11 спектаклей,  и для некоторых партий использованы два состава солистов, а на многие роли второго плана приглашены вокалисты, выращенные в стенах самого театра.  Постановщик «Триптиха» – известный немецкий режиссер Тобиас Кратцер/Tobias Kratzer, спектакль которого «Лючия Силла» появился на сцене Ла Монне в 2019 году накануне пандемии.  Кратцер попытался создать из трех одноактных опер «Плащ», «Сестра Анджелика» и «Джанни Скикки» единый спектакль. Что-то получилось, что-то нет. Поиски единства трех разных опер   привели к искусственной связи. Можно такую и принять, например увидеть общие сценические образы в первой части и в третьей. Также можно принять появление музыкальной фразы из «Сестры Анджелики» в опере «Джанни Скикки», как  их общность. До этого никто  не пытался поставить «Триптих» как единый спектакль.  Более того, вопреки пожеланиям Пуччини, театры представляют на сцене в один вечер не три оперы,  а либо первую оперу «Плащ», либо третью, «Джанни Скикки». идеозапись спектакля доступна на телеканале Arte до 25/06/2022).

 

Три одноактных оперы  имеют разные сюжеты, психологическую настроенность и обращены к разным эпохам: мрачная драма в стиле веризма, сентиментальная, трогательная история молодой монахини и комедия, фарс.

В опере «Плащ» три героя связаны сильными страстями, любовь,  ревность, все завершается убийством, да иначе эти отношения и не могли разрешиться.  Произведение трагическое, безысходное. Во второй опере «Сестра Анджелика» изложена трогательная  история грешницы, которая заключена в монастырь как наказание за то, что родила незаконного ребенка.  «Джанни Скикки» – опера-буффа, комическая опера, единственная в наследии Пуччини, повествующая о флорентийских нравах  конца XIII века.

После окончания работы над оперой «Девушка с Запада» в 1910 году Пуччини задумал создать спектакль из трех одноактных опер и подыскивал сюжет. Будучи в Париж, он  присутствовал на спектакле «Плащ» драматурга Дидье Гольда, и сюжет  пьесы ему показался подходящим для оперы. Либреттист Джузеппе Адами написал либретто, и Пуччини начал работать над музыкой. Шла Первая Мировая Война. Может быть, еще и потому опера получилась такой трагической и безысходной.  В опере рассказывается о людях, проводящих жизнь на воде, в музыке звучат импрессионистические отголоски, характерные для музыкальных сочинений того времени. В исполнении оркестра оживают Париж, река,  оркестр передает покачивание на волнах отраженных фонарей, молчаливые силуэты домов на другом берегу. Внедряются звуки города, сигналы машин, сирены. Слышатся танцевальные мелодии и ритмы того времени.  Большая гамма музыкальных оттенков захватывает публику и исполнителей.

То есть  в Триптихе Пуччини  создал многоплановое произведение, показывающее жизнь во всех проявлениях. Режиссер тщательно выстроил психологические отношения между протагонистами и выразил в сценическом действии сюжетные линии и музыкальные фразы композитора. Как и у Пуччини, каждая часть триптиха знаменовалась своим собственным эмоциональным  настроем.    Сценограф Райнер Зельмайер/RAINER SELLMAIER представил Триптих в современных декорациях и  костюмах. Но это нисколько не мешало соотнести произведения с описываемыми периодами. 

В «Плаще» используется стилистика графического романа. Доминируют три  цвета, красный, белый и серый.  Всюду прямые линии. На сцене выстроена  конструкция в два этажа. На верхнем этаже – каюта владельца баржи и его жены. В каюте кровать, накрытая плащом. На том же уровне палуба. На первом этажа трюм, этот этаж находится на уровне набережной, и по нему двигаются  грузчики, занятые погрузкой. Освещаются те этажи, на которых происходит действие, протагонисты распределяются по всей конструкции. На заднике силуэты темных небоскребов с освещенными окнами,  посреди реки на воде покачивается огромный темный парусник. (Интересная работа художника по свету Бердта Пуркрабера).  Мишель – владелец  баржи- с ними расплачивается. С появлением жены Мишеля Жоржетты чувствуется сексуальное притяжение между ней и грузчиком Луиджи. В короткой опере присутствуют все аспекты большого  произведения: завязка, кульминация  и эпилог. На композитора повлияли идеи веризма. Герои -выходцы из народа, бедняки и мечтатели, чьи мечты никогда не воплотятся в действительность. Одна пара мечтает о загородном домике, Жоржетта – о более обеспеченной жизни. Потому  она с такой жадностью смотрит в каюте фильм на экране, где  показана влюбленная пара в ванной. Замечательная актерская игра солистов воплотила любовный треугольник, с самого начала предсказав трагедию.  Мишель замечает отношения между Жоржеттой и Луиджи и в конце  концов  бросается на него и душит. Это  конец жизни не только для Луиджи, но и для Мишеля и Жоржетты.

Из произведений Пуччини эта  опера  самая мрачная. Сценография и световая партитура потрясающе передали безысходность ситуации этих людей. Иногда спектакль кажется немым фильмом, настолько реалистично и образно выглядело оформление.

Пуччини следовал веризму, но внедрял современные ему ритмы, музыку улицы, танцевальные мелодии, потому опера и сегодня  кажется такой современной. Постановщик связал первую и третью части «Триптиха» через телевизионный экран, на котором показана ванная, в которой купается влюбленная пара. В «Джанни Скикки» родственники усопшего перед подделкой завещания тоже погружаются в ванную, разбрызгивая мыльную пену по сцене. За происходящим следят статисты по другую сторону сцену и зрители из зала.

 

Вторая опера «Сестра Анжелика», либретто к которой  создано Джоваккино Форцано,  рассказывает историю Анджелики, случившуюся в XVII веке в Италии. По популярности она уступает другим частям триптиха. В опере отсутствуют мужские партии, и она близка к церковной мистерии по стилистике. Главный эпизод – кульминация – встреча сестры Анджелики с ее тетей -герцогиней. 

Спектакль характерен двойным  действием, на сцене и на экране. Черно-белая видеолента,  снятая Мануэлем Брауном/Manuel Braun в брюссельском аббатстве Буа де ла Камбр/l’Abbaye de la Cambre, рассказывает  о жизни монахинь за стенами монастыря, причем нередко оба действия, на экране и на сцене, происходят одновременно,. На экране двигаются крупные фигуры тех же монахинь,  которые обитают в светлых монастырских стенах, длинных коридорах, в саду, где они выращивают лекарственные травы, поют о месяце мае, когда распустится природа.

Монастырская жизнь сестры Анджелики представлена постановщиком как Путь на Голгофу, перед каждой остановкой  на сцене появляются надписи: 1- Молитва, 2- Наказание, 3- Отдых, 4- Пожертвование, 5 – Герцогиня, 6 – Милость , 7 – Чудо. Опера начинается с молитвы в церкви, во время которой монашки разглядывают картинки из журнала комиксов. Видео переносит действие в дортуары, на каждой кровати детские игрушки, некоторые монашки прячут что- то под подушкой. Кульминация оперы- приезд тети. Тут все  становится страстным, эмоциональным, меняются и музыка, и вокальные линии. Исчезают религиозные мотивы, которые доминировали в опере до этого момента. Анджелика спешит на свидание. Ее никто не навещал все эти годы,  и она ничего не знает о своей семье. Но тетя явилась с одной целью –  заставить ее подписать отказ от наследства. 

Видео  крупным планом лица герцогини и одновременно лица Анджелики, противопоставление ледяной физиономии герцогини и  трагического лица Анджелики с отчаянием в глазах, когда она умоляет рассказать ей о сыне. Сын умер два года назад – короткий ответ герцогини. Этой фразой она убила желание Анджелики жить. Все эти годы она жила только надеждой увидеть сына. Не глядя, она подписывает протянутые ей бумаги и выпивает яд. Звучит ее трагическая ария: «Я его обняла один раз. И все. Он даже не знает, как я его люблю.»  Вокруг них серые непрозрачные стены, за которыми виден свет. Пуччини был верующим католиком, и он не мог дать Анджелике умереть, не  раскаявшись. С точки зрения религии самоубийство- грех. Анджелика тут же ужаснулась своему поступку и умоляет Мадонну ее простить.  Появляется Мадонна и ведет за руку ее сына. Начинается пожар, Анджелика умирает. Сестры молча ее обступают.

Музыкальное исполнение было мастерским, женские голоса в сопровождении скрипок звучали чудесно, а оркестр звучал приглушенно, давая публике возможность сопереживать с героиней.

Либретто оперы «Джанни Скикки» было написано Джованни Форцано по мотивам 30 -ой песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте. Главные действующие лица оперы: Джанни Скикки, его дочь Лауретта, ее жених Ринуччи  и Зита- глава клана Буозо Донати. Место действия -Флоренция конца XIII века. Во время антракта зрительный зал трансформируется в бифронтальную конструкцию : статисты  зеркально рассаживаются также по обратную сторону сцены, как будто спектакль играют  посреди публики, как в телевизионном шоу.  В начале на подмостках  на освещенной кушетке полулежит мужчина. Это Буозо Донати. Слева комод с вазой, патефон. Он подымается, подходит к комоду, включает проигрыватель и слушает оперу «Сестра Анджелика». Потом  что- то пишет, возвращается к кушетке,  падает и умирает. Приходят родственники  и ищут завещание. В этой сцене много мимических комедийных моментов, текст либретто проговаривается скороговоркой, оркестр  меняет  настроенность, теперь он звучит резко, с быстро меняющимися ритмами. Наконец родственники находят завещание, но медлят его открывать. Во время паузы они бормочут свои пожелания, зажигают свечи, устраивают поудобнее тело. Открыв завещание, они понимают, что Буозо Донати свои богатства завещал монастырю.

В «Джанни Скикки» музыка контрастирует с содержанием, на сцене умерший человек, а вокруг него суетятся родственники, разыскивая завещание. Очевиден контраст между быстрыми и медленными частями музыки, насмешка над смертью, лицемерие  родственников,  «Прощай, Флоренция»- ария Джанни тоже звучит насмешкой. Родственники  проводят время, планируя, как обмануть друг друга. Обман удается, Джанни подписывает завещание, по которому все оставляет себе- лучшему другу умершего Буозо Донати.  Влюбленная пара  прыгает в ванную. Летит пена. Глядя на счастливых влюбленных, Джанни говорит: «Разве не стоило стараться ради этого?»           

Питер Кальман –венгерский бас-баритон -великолепный Джанни, он был Мишелем в первой части.   Ринуццио –Адам Смит-английский тенор, он исполнил партию Луиджи. Оркестр под управлением французского маэстро Алена Альтиноглу /ALAIN ALTINOGLU донес до зрителей  отчаяние и трагедию в «Плаще», проявил большую деликатность в «Сестре Анджелике»  и подчеркнул тонкую иронию в «Джанни Скикки». Армянская певица Лианна Харутунян с большим мастерством исполнила партии Анджелики и Жоржетты. 

Crédit photo: Matthias Baus