Последний бунт семидесятников

20 сентября-20 ноября 2022Théâtre de l’Atelier

Пьеса англичанки Люси Кирквуд/Lucy Kirkwood (р.1984) «Дети» написана в 2017 (и тогда же, как водится, поставлена в Royal Court), а кажется на повестку сегодняшнего дня. По стилистике скорее напоминает пьесы «рассерженного поколения», нежели жестокие психоделические эксперименты Сары Кейн и других драматургов «In-Yer-Face Theatre». Возможно ли переживать будущее? Оказывается, да, возможно. Спектакль Эрика Винье/Eric Vigner для театра Atelier выстроен на трио известных актеров – Dominique Valadié, Frédéric Pierrot, Cécile Brune.

Фронтальная мизансцена, хиты из Альбома California dreamin’ и декорация с явной аллюзией на эстетику 70-х: яркие кричащие тона в безумных сочетаниях, пластиковые перегородки с прорезами, оп-артовые рисунки на стенах и на полу. Герои, к которым режиссер относится с нежностью, – типичные беби-бумеры, поколение 70-х. Оптимисты строители психоделики. С тех пор утопия лучшего мира, построенного физиками-лириками, исчезла. Хуже того, на дворе техногенная катастрофа на построенной ими атомной электростанции. Муж и жена, физики-атомщики, Робин и Хейзел, работавшие там, остались жить рядом и выйдя на пенсию. Теперь рядом- Зона. Переезжают в дом чуть подальше, и делают вид, что продолжают жить. Перебои с электричеством, вода из крана не пригодная для питья, Робин ездит на оставленную в зоне радиации ферму – говорит, что коровы уцелели, молоко, правда, приходится сливать. Впрочем, выяснится, что и коровы на самом деле тоже погибли. А он, Робин, все еще туда ездит. А она, так же, как всегда, продолжает заниматься спортом -нельзя ни при каких обстоятельствах терять форму. Живут скучно, тревожно, безнадежно даже как-то. Нужно какое-то сильное воздействие, чтобы все сдвинуть с мертвой точки. Таким возбудителем, сшибкой оказывается приезд их коллеги и бывшей возлюбленной Робина, Роз, которая уехала работать за океан, в Штаты. почти сорок лет тому назад. И вдруг вернулась. Зачем?

Что осталось от раскрепощенной свободы и бунтарства поколения беби -бумеров? Хейзел Сесиль Брюн/Cécile Brune – прежде всего мать семейства, следит за здоровьем, -спорт, диета и прочее, – в общем, очень правильная. Роз – бесшабашная одинокая комета, так никуда и не приставшая. Не укладываюшаяся в буржуазный уклад – дом, дети, устоявшийся быт. Наверное, была красавица (хотя, Доминик Валадье все-таки немного стара для роли). Упоминается о ее мужиках и романах там, в Америке. Но , наверное, любила всегда одного Робина. Валадье и Брюн все действие ведут как  незримую дуэль соперниц, Робин в молодости крутил романы с обеими, но остался с Хейзел. Робин – обаятельный Фредерик Пьеро (больше известный по ролям в кино). Кожаные джинсы рокера, молодцеватость — что-то еще осталось от их рок-н-ролльной молодости. И от страстей -Робин смущен нежданным появлением Роз. Роз, угасшая и больная, вернулась не за страстью, хотя все еще предпочитает благовоспитанности смачную откровенную лексику. В тему уходящего времени жизни вплетается тема распада мира, экологической катастрофы. «Если мы не хотим окончательного распада мира, мы не можем позволять себе продолжать иметь все, что мы хотим, только оттого, что мы этого хотим!» – эти слова Роз можно читать как слоган новой этики потребления. Почти тривиальная интрига бульварного треугольника, окрашенная в пьесе Кирквуд черным юмором, выворачивается совсем в другую плоскость.

Кстати, дети в названии, персонажи внесценические. О них часто заходит речь (у Хейзел и Робина четверо, у Роз их нет по убеждению). Но есть еще все другие дети, все другие, кому в наследство оставлена наша планета на грани катастрофы. И тут происходит неожиданное — Роз приехала не повидать друзей юности, но увеcти за собой. Туда, на АЭС, где теперь дозы облучения превышают максимально допустимые. «Там работают дети! – говорит она. – Им от 25 до 35 лет. Мы обязаны заменить их!». Ну да, вывести из-под удара молодых, попробовать самим, по возможности, исправить ошибки бесшабашной безответственности весёлых 70-х.

За эту пьесу, с успехом игравшуюся в Лондоне и на Бродвее, в 2018 Люси Кирквуд  получила премию Writers’ Guild Awards и была избрана в Королевское литературное Общество/Royal Society of Literature.

Crédit photo: Pascal Gély