«Скупой» и «Мещанин во дворянстве» — Poquelin II, безумный вечер от фламандцев/Парижский Осенний фестиваль

8-19 декабря 2022Théâtre de la Bastille/Festival d’Automne

Под занавес 2022 года — еще один спектакль к 400- летию Мольера, на этот раз посвящение от фламандцев. В театре Бастилии в рамках Парижского Осеннего фестиваля при полных аншлагах  TG STAN чествует французского классика, собрав в один спектакль две пьесы Мольера, под названием Poquelin II.( Напомним, что знаменитый  TG STAN  из Антверпена1–актерский коллектив, работающий  без режиссера). Посреди зала установили настоящие площадные подмостки, которые с трех сторон окружают зрители. Играют, как представление труппы бродячих комедиантов, как площадные фарсы, так мог играть сам Мольер во время странствий своего Illustre Théâtre.

Играют весело, азартно, «грубо, зримо», без всякого облагораживания, идущего от традиции декламационного мастерства Comédie-Française (мы – фламандцы, – иронизирует основательница труппы, Иоланта де Кеерсмакер/Jolente De Keersmaeker, -нам французская традиция не урок, играем, как с чистого листа). Соединили две пьесы через образ главы семейства и деспота, в случае Гарпагона  (« Скупой ») доведенного до карикатуры гротескной, в случае Журдена — буффонной (« Мещанин во дворянстве ». Впрочем, Гарпагон  карикатурный, но в исполнении Jan Bijvoet не лишенный известной грации.  Остальные импровизируют, выходя из образа, играют сразу нескольких персонажей, откровенно подсмеиваются над ожиданиями зрителя: одна и та же актриса, Иоланта де Кеерсмакер, играет и дочку Гарпагона, и Мариану, назначенную им в невесты, лишь  слегка только изменив выражение лица и накинув на миниплатье прозрачный дождевик.

Дамиан де Шрийвер/Damiaan De Schrijver, к которому обращается Гарпагон, в ответ парирует: вы сейчас обращаетесь к кому- к повару или конюху, я же играю обе роли. И потом церемонно входит на подмостки дважды: отдельно для кажого персонажа Мольера. Актеры-перформеры из TG STAN откровенно забавляются, представляя мольеровских персонажей, но дистанция между актером, нашим современником, и персонажем, всегда сохраняется,  действие  все время балансирует  на этом тонком  зазоре или игре с ролью. В чем, собственно говоря, и состоит очарование и уникальность фламандцев. Наслаждение от игры передается зрителям, зал реагирует с большим энтузиазмом. Назвали спектакль Поклен II, по настоящей фамилии драматурга, настаивая на некоторой почти фамильярности, интимном контакте с великим автором и человеком, а не псевдонимом (римская цифра два означает, что это второе обращение труппы к Мольеровскому репертуару). « В тексте чувствуется, что Мольер был  не просто сочинителем, но актером,  играл вместе со всеми. Это нас особенно  привлекало »,- объясняет Дамиан де Шрийвер.

Мне особенно понравился в этом спектакле, помимо давно известных Иоланты и Дамиана, Клеант в исполнении Берта Халвоета/Вert Haelvoet: этот несколько грубоватый увалень- обаяшка, вполне себе соперник отца, а не условный персонаж, своего рода свита, которая играет короля, то есть Скупого. В двух представлениях никаких декораций, только зажженные светильники «старинного театра» на заднике, и во второй части, в «Мещанине…» бордовый бархатный занавес. Конечно, никаких вам париков и утрированного грима, зато откровенная театральная бутафория используется  со зримым удовольствием, как например, в сцене парадного обеда  Журдена в честь маркизы  накрытый стол буквально пародирует натюрморты « малых фламандцев ».  Костюмы – такой микст между историческим и современным дизайнерским, «со сдвигом». Так на Клеанте туника красная, абсолютно дизайнерская, но чрезвычайно короткая и несуразная, одновременно напоминает средневековый пурпуан (короткая куртка) с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами, на ногах – средневековые пулены, но одна нарочито перевязана посредине скотчем.

Один и тот же принцип используется для обеих пьес. В «Скупом» он действует блистательно. В «Мещанине во дворянстве», несмотря на упоительно смешного Дамиана де Шрийверa в роли Журдена, несколько утомляет, словно метод исчерпывает себя на протяжении очень длинного, трехчасового спектакля. Впрочем, публика довольна и аплодирует комедиантам неистово.

1Коллектив TG STAN («TG», сокращенно от toneelspelersgezelschap, что означает  «компания играющих в театре», STAN, аббревиатура от Stop Thinking about Names, Забудьте о  Названиях ) создан в 1989 году 4-мя актерами, выпускниками Консерватории Антверпена: Иолантой де Кеерсмакер,  Дaмианом де Шрийвером, Сарой де Ру и Франком Веркруйссеном.

Crédit photo: Kurt Van der Elst