Причудливые eреси пани Янины- спектакль Саймона Mакберни в Одеоне

7-18 июня 2023Odéon-Théâtre de l’Europe

В парижском Одеоне играют спектакль  знаменитого британского режиссера Саймона МакБерни/ Simon McBurney (театр Complicité) по роману польской писательницы и нобелевской лауреатки  Ольги Токарчук/Olga Tokarczuk, «Веди свой плуг по костям мертвецов»/Drive Your Plow Over the Bones of the Dead/. «Когда я читаю книги Ольги, я чувствую себя дома », -говорит МакБерни. Роман Токарчук (2009) -экологическая притча, нанизанная на детективный сюжет, и рассказанная с юмором, иногда  даже висельным. Спектакль строится вокруг фигуры рассказчицы и главной героини романа Янины, живущей в польской деревушке на границе с Чехией — эта 65-летняя чудачка, анархистка, из поколения хиппи, теперь решившая единолично вправить свихнувшийся век со всей не утраченной энергией молодости. Такая феминистская утопия.

Одинокая отшельница, некогда инженер, теперь, учительница английского, Янина увлекается поэзией Уильяма Блейка (название-по строке из поэмы Блейка «Бракосочетание Неба и Ада») и астрологией. Она и сама – абсолютно свободная, неуправляемое светило, такая небесная хулиганка, не признающая никаких авторитетов, в том числе религиозных. И еше она отчаянно любит животных, двух своих собак запросто называет дочками, А потом собаки исчезают. Спектакль начинается со смерти соседа, браконьера: тот подавился костью косули,которую которую  заманил в силки, убил и пожарил. «Одно Существо съедало другое, в Ночи, в молчании. И никто не протестовал, не раздался ни один раскат грома. Но все же Наказание настигло демона, хоть ни один человек не препроводил сюда смерть». Янина  собирает кости косули и их хоронит, утверждая, что смерть соседа -это месть косуль.  А потом в окрестностях деревни начинают один за другим погибать- при загадочных обстоятельствах – люди. Всех их связывает принадлежность к местному охотничьему клубу. Янина уверена — все в мире причудливо связаны и зависимы,  и это попранная природа мстит за себя убийцам животных.  Детективный саспенс поддерживается почти до самого  финала. Хотя интересно другое. В  романе Ольги Токарчук сплелись воедино насилие над животными и патриархат.  Бунт Янины — феминистский вызов, протест против патриархального устройства мира, метафора которого тот самый  клуб охотников (звуковое пространство спектакля чаще всего наполнено звуками ружейных выстрелов):  все участники мужчины, и все — власть держащие: начальник полиции, бизнесмен-мафиози, президент. И даже деревенский ксёндз поддерживает охотников, и попутно,  убеждает  Янину, что у собак нет души, поэтому жалеть их противно божьему замыслу. Другая метафора романа, которую выделяет Макберни, – мицелий, сеть тонких нитей, которая связывает грибницу и корни деревьев леса в единую биосистему. Такой же симбиоз связывает человека с природой окружающего мира и, шире, с космосом. « Бесконечно большое заключено в бесконечно малом »- последняя фраза, которую произносит Янина, уходя в перспективу звездного неба.

В сущности, спектакль о связи всего живого. Люди, львы, орлы и куропатки составляют единое целое. Сродни французскому названию этого лондонского театра, Complicité- -Соучастие, Сопричастность, которому в этом году исполнится 40 лет.

«Веди свой плуг по костям мертвецов» практически моноспектакль в исполнении  Аманды Хаденг/Amanda Hadingue, с пассиионарностью какой-нибудь рок-звезды держащей зал, а остальные персонажи романа выступают как аккомпанирующий ей хор. Действие происходит в темноте, из которой вырываются подсвеченные лица, руки, напоминающие оленьи рога, маски животных….Как будто вокруг героини не то призраки, не то кукловоды бунраку – силуэты в черном, выступаюшие из темноты, и туда возвращающиеся. Иногда призраки материализуются, чтобы стать-на мгновение- одним из персонажей истории — полицейский, сосед, президент, ученик, заезжий этнолог и тд., иногда ряжеными в масках животных.

Такое эгоцентрическое построение вокруг рассказчицы делает спектакль МакБерни излишне разговорным, несмотря на использование режиссером, как всегда, целого арсенала технологий, чтобы создать «феерическое действо». Здесь и карта звездного неба, и метель, и целый лес , создаваемый видеопроекциями за стеклянной стеной вдоль задника сцены. Сценическая площадка также оказывается тем космосом, который соединяет  живое и неживое в единое целое. Но все возможности новейших технологий, использовавшиеся МакБерни, казавшиеся когда-то верхом театральной магии, теперь смотрятся расхожим приемом, трюизмом. Так уже двигали куклы в его «Собачьем сердце», так растворялись в снежной метели «Mастер и Маргарита». Ничего нового спектакль не привносит -в отличие от гипнотического соло самого МакБерни « Встреча », в котором здесь же, на сцене Одеона 2018 года, он увлекал зрителя в воображаемое путешествие по  джунглям Амазонки. Роман Ольги Токарчук завораживающий, как и фигура современного Робин Гуда в юбке, Янины. Но для трехчасового действа спектакль Саймона МакБерни  слишком нарративный, вызывающий ощущение дежа вю.

Crédit photo: Alex Brenner