«Sarah Bernhardt. Et la femme créa la star »: интимный портрет в планетарном интерьере

14 апреля-27 августа 2023Petit Palais, Paris

Большая выставка в Petit Palais, Théâtre de la Ville, открывающийся с помпой  после 7-летнего ремонта, вновь становится  театром Сары Бернар/Sarah Bernhardt (1844-1923): Париж празднует столетие смерти Божественной, как называли при жизни великую актрису. 

Для нее Кокто придумал термин «Священное чудовище». Огромная слава сделала ее как предметом восхищения, так и поводом для злых карикатур (сполна представленных в Petit Palais рядом с многочисленными рекламными афишами, от пудры до абсента, использовавшими ее имя), она -постоянная героиня скандальной газетной хроники и рядом же – восторженных театральных рецензий. Всего в ней было намешано. Экстравагантная, не знающая меры, склонная к странному и даже макабрическому,  болезненная зачарованность  смертью (часто учила роли, забравшись в гроб из белого атласа, установленный посреди спальни, иногда могла там и заночевать) и мистическая религиозность (Сара крестилась во время обучения в монастырской школе, и даже в юности будто бы порывалась уйти в монашки, хотя была дочкой известной всему Парижу куртизанки), она и сама – роковая соблазнительница.

Конечно, была она дивой, и первой планетарной звездой уже в сегодняшнем понимании слова ( выставка проходит под названием «И Женщина создала звезду»), сама себе виртуозным продюсером и талантливым менеджером (целый зал посвящен ее международным гастролям, прежде всего американским). Бернар не только играла, но и ставила спектакли, сама придумывала костюмы и декорации.

Целая галерея посвящена ее знаменитым ролям – макеты декораций, костюмы, фотографии из спектаклей, афиши Альфонса Мухи, сделавшие силуэт актрисы иконической фигурой Ар Нуво — наверное, не хватает записей ее голоса, отрывков из фильмов. Зато есть любовные переписка Сары и трагика Жана Муне-Сюлли. которую читают актеры Комеди-Франсез, документальный фильм праздников на острове Belle-Île в Бретани, где она проводила лето более 30 лет подряд,  репортаж с ее похорон. Множество личных  фотографий, предметов, свидетельствующих об интимной стороне жизни, как тарелки, украшенные ее любимым девизом «во чтобы то ни стало…», или каблучки в стразах, подаренные поклоннице-фанатке.

В сущности, организаторов выставки интересовала не столько Бернар-актриса, она и так широко известна, но скорее незаурядная личность в целом, во всех невероятных ее проявлениях. За хрупкой, изящной внешностью -огромная энергия и неукротимая воля. Когда любопытным в Париже предлагали подниматься в небо  на привязанном аэростате, Сара предпочла отправиться в настоящий полет со своим с любовником, художником Жоржем Клереном/ Georges Clairin:«на высоте 2300 метров пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом… », – так потом описывала она свое воздушное приключение в новелле «В облаках» (1878). « Она создавала не одни роли — она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип…», как писал о ней директор императорских театров, критик Сергей Волконский.

Но главное открытие выставки — Сара Бернар возвращена нам как художница и удивительно одарённый скульптор, предшественница Камиллы Клодель в искусстве, где до них были только мужчины. «Не имея возможности полностью исчерпать мою креативную энергию в театре, я отдала ее другому искусству и принялась работать над скульптурами с безумным пылом», -писала она в мемуарах «Моя двойная жизнь». Собственно, центральный зал выставки посвящен Бернар -художнице среди других художников, друзей, возлюбленных, сотоварищей по искусству.

Если другие изображали в основном диву, фам фаталь в духе fin de siècle, она сама в галерее автопортретов играет с разными своими ипостасями – есть здесь и  парадный портрет Актрисы, и скульптура в античном стиле, где Бернар- муза трагедии, но и она же, изображенная с самоиронией, — в образе Арлекина (картина маслом) или химеры ( бронзовая статуэтка -крылья летучей мыши, хвост сирены, когти сфинкса) или еще макабрического паяца с черепом -Трибуле, персонажа «Король забавляется» Гюго.

Автопортреты

Бернар -прекрасный портретист, о чем свидетельствует бюст драматурга Викторьена Сарду, автора ее легендарных героинь -Жисмонды, Теодоры, Тоски… и посмертный портрет любимого мужа, Жака Дамала, – утонченной красоты мужское лицо представлено как голова пророка Иоанна Крестителя. Скульптурная группа «После бури» – старуха, оплакивающая умершего сына, повторяет композицию «Пьеты» Микеланджело. И рядом -странная декоративная вещица из бронзы (серия «Водоросли») – такой, наверняка, вдохновились бы символисты. Если с 1875 года Бернар постоянная участница Парижских Салонов, она также использует международные гастроли, чтобы выставляться в галереях Лондона, Вены, Нью-Йорка.

Занятия скульптурой и живописью дополняются на выставке отсылкой к писательским талантам Бернар — здесь собраны первые издания сочиненных ею романов и пьес.

В 56 лет она начала карьеру киноактрисы, в основном на экран переносились знаменитые ее театральные роли, как дама с камелиями, Гамлет, Тоска. Но если верить организаторам выставки, именно триумф в Американском прокате фильма «Королева Елизавета»(1912) с участием Сары Бернар, выпущенный основателем Paramount, Адольфом Цукором, положил начало блистательной эры киностудий Голливуда.

Еще она была свободной -феминисткой до феминисток, и как теперь бы сказали, ангажированной артисткой. Выступала против смертной казни, за права женщин — всегда. Патриотка Франции – в 1870 во время франко-прусской войны организует в театре Одеон передвижной госпиталь, в 1915 , уже перенесшая ампутацию ноги, Бернар, вместе с другими знаменитостями, участвует в представлениях для фронта, играет в патриотических спектаклях. В том числе по ее собственной пьесе, « Du théâtre au champs d’honneur »/ «  От театра к полю брани», где играет умирающего солдата. А в 1916 пользуется гастролями по Америке как пропагандистским шоу, чтобы убедить американцев вступить в войну на стороне союзников. Что неудивительно – после исполнения роли Жанны Д’Aрк в 1909 Сара Бернар стала восприниматься как национальный символ Франции.

Она скончалась 26 марта 1923 года, на 79-м году жизни. Огромная людская толпа шла за гробом через весь город до кладбища Пер-Лашез -говорят, такого Париж не помнил со дня похорон Виктора Гюго.

Фоторепортаж Affiche Paris-Europe magazine