Тот самый волшебник Карсен

 30 ноября -27 декабря 2023Opéra Bastille

«Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха, культовая постановка канадского режиссера Роберта Карсена/Robert Carsen (2000), которая в 8-й раз возобновляется на сцене Парижской Оперы, известна в основном виртуозным использованием приема «театр в театре». 23 года спустя все так же поражает виртуозность (картинки спектакля разворачиваются  на разных уровнях Palais Garnier, за кулисами,  на сцене, во время представления оперы,  в оркестровой яме и, наконец, в зрительном зале), но сам стиль подчеркнутой дивертисментности и дословное следование условно-романтическому сюжету, не несущему никаких дополнительных смыслов, кажется сегодня слегка старомодным. Истинное наслаждение доставляют великолепные исполнители и несколько грандиозно поставленных сцен. И кореянка Eun Sun Kim за дирижерским пультом.

Опера Жака Оффенбаха, в трех действиях с прологом и эпилогом на либретто Жюля Барбье, основана на трех новелалх Э.Т.А.Гофмана, которые вставлены в раму «Фауста» – в погребке Лютера, где мог бы предаваться утехам праздным доктор Фауст в окружении толпы друзей, оказывается романтический поэт, пьяница и дебошир, которому дано имя самого писателя Гофмана (впечатляет длинный,из конца в конец  сцены,  пиршественный стол, окруженный  хмельными завсегдатаями, он же подмостки для перформанса протагониста). Поэт Гофман в опере Оффенбаха  одновременно рассказчик и главный герой « сказок », которые превращены в его собственные любовные истории в поисках недостижимого идеала вечной женственности,– примадонна Стелла, механическая кукла Олимпия, певица с трагической судьбой Антония и венецианская куртизанка Джульетта. Все три исполнительницы чудесны, но больше всего аплодисментов срывает Олимпия – южноафриканское сопрано Pretty Yende/Притти Йенде (именно она пела на коронации в Вестминстерском Аббатстве этим летом).

На пути любви всегда оказывается соперник Линдорф, своего рода вечный «демон», представленный в разных ипостасях Коппелиуса-Дапертутто-Миракля (американский баритон Christian Van Horn абсолютно убедительно представляет всех четверых). Гофман -невероятно обаятельный и артистичный знаменитый французский тенор  Бенжамен Бернхейм/ Benjamin Bernheim (в Парижской Опере мы видели его в прошлых сезонах в партиях Фауста и Ромео).

Но настоящий шедевр Карсена — третий, венецианской акт куртизанки Джульетты (роскошная красавица меццо-сопрано Antoinette Dennefeld, напоминаюшая голливудскую диву), который происходит в зрительном зале, зеркально повторяющем Оперу Гарнье, прямо на обитых красным бархатом креслах, оживающих ликующими парами, предающимся любовным утехам в ритмах знаменитой баркаролы «Belle nuit, o nuit d’amour» (Прекрасная ночь, о, ночь любви). В финале, совсем приторном,  к  поэту является его Муза, заменившая всех женщин, которая констатирует, что для творчества  страдания предпочтительнее, чем счастье.

 

Credit photo: Opéra de Paris