Перформанс от Орельена Бори « Invisibili », современный парафраз средневековой пляски смерти

5-19 января 2024Théâtre de la Ville -Les Abbesses

Орельен Бори/Aurélien Bory, режиссер, хореограф, художник сделал спектакль о Палермо для Teatro Biondo, взяв как тему и материал фреску 15 века « Апофеоз смерти » Что в самом деле больше всего укоренено в традиции этого сицилийского города, как не тема смерти? « Invisibili »- перформанс, на стыке танца, цирка и театра, невероятной, завораживающей визуальной красоты. 4 сицилийские танцовщицы, перформер Крис Обеи/Chris Obehi, знаменитый музыкант- композитор из Палермо, Джанни Геббиа/Gianni Gebbia, который сопровождает спектакль импровизациями на саксофоне. (Том самый Геббиа, какая рифма, написавший  музыку к спектаклю 1989 Пины Бауш «Палермо, Палермо»).

В центре этой потрясающей фрески – смерть в виде скелета верхом на скелете огромной кобылы, которая скачет по мужчинам и женщинам, нищим и  убогим калекам, разодетым в роскошные платья дамам, музыкантам, знатным горожанах и церковникам. Она поднимается снизу, разворачивается над сценой, как фолиант, извлеченный из преисподней. Но это не живописный фон, Бори работает со средневековой фреской как с инталляцией — перформеры постоянно взаимодействуют с ней, безмолвно общаются с ее персонажами, или диалогизируют ( одна клоунская сцена), создают стилизованные картинки на сцене -танец, скульптурная поза, жест, перекликающиеся с композициями на фреске, своего рода новые «пляски смерти».

Еще фигуры актеров входят в фреску, становясь ее частью,  исчезают в ее недрах, как одна из героинь, погибающая от рака: если на картине неизвестного художника 15 века жатва смерти ассоциировалась с черной чумой, для Бори современная напасть – это рак и еще массовая гибель мигрантов на пути в Европу. От их лица, если можно так сказать, выступает нигерийский актер-музыкант Chris Obehi.Отдельный перформанс строится вокруг надувной лодки, которую с силой раскручивают в разные стороны, подобно морским волнам, танцовшицы, а внутри корежется, пытаясь спастись, Крис. Но еще большее впечатление производит танец под мощное «Аллилуйя»(вариация Леонарда Коэна), которое исполняет Крис, аккомпанируя себе на фисгармонике.

В финале — все актеры садятся в ту самую лодку мигрантов, тогда как над сценой нависает черно-белое лицо Смерти с фрески. Название спектакля – Невидимая, как присутствие смерти. На фреске  художник запечатлел  и самого себя — по Бори, именно неизвестность смерти рождает искусство, позволяющее медитацию над смыслом жизни, приносящее смертным утешение, «даже если -in fine -это невозможно».

Crédit photo : Rosellina Garbo