«Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей» – в Гарнье опять танцуют легендарный балет Джона Крэнко «Онегин»

8 февраля -4  марта 2025 – Opéra Garnier

В Опере Гарнье вновь дают балет «Онегин» британского балетмейстера John Cranko/Джона Крэнко (или Кранко), огненной и быстро погасшей звезды на танцевальном небосклоне (1927-1973). Созданный в 1965, когда Крэнко возглавлял  балетную труппу Штутгарта, на сцене Парижской Оперы « Онегин » впервые появился в 2009, и потом неоднократно повторялся до 2018. После 7- летнего перерыва он вновь на афише — в главных партиях в очередь выступают практически все этуали. На премьере Онегина и Татьяну танцует все тот же великолепный Матье Ганьо/Mathieu Ganio и блистательная Людмила Пальеро/Ludmila Pagliero, которые уже неоднократно выступали в этом дуэте. В трехактном балете на музыку Чайковского нет ни одной ноты из одноименной оперы композитора, Крэнко  использовал  фортепианные пьесы, в основном из цикла «Времена года», к которым добавлены фрагменты из оперы «Черевички», симфонической фантазии «Франческа да Римини» и увертюры «Ромео и Джульетта». За дирижерским пультом – выдаюшийся эстонский дирижер, признанный специалист по Чайковсому Велло Пяхн/Vello Pähn. 

Из романа Пушкина хореограф (он же автор либретто) взял только любовную интригу на четверых, два первых действия происходят в деревенской усадьбе Лариных, третий акт — в торжественном придворном Петербурге, и, кстати,  Евгений -Матье Ганье —прежде всего элегантный петербургский денди  (красивые, но не пафосные декорации и костюмы от Jürgen Rose/Юрген Розе, давно уже стали визитной карточной балета Крэнко) . Но если «Онегин» все-таки смотрится сегодня как вариация  старомодного нарративного драмбалета, в нем абсолютно гениальные дуэты протагонистов. У Пушкина не совсем так, но невозможно не восхищаться воздушным дуэтом, полетом из сна Татьяны. И, особенно финальной сценой последнего свидания Онегина и Татьяны.

Поражает совершенная техника,  особая изысканность и красота движений, свойственных стилю Пальеро, и театральная выразительность в партитуре Ганьо. Ничего подобного, кажется, не видела на балетной сцене: исступленная нежность Онегина, любовь-страсть, ее надрыв, абсолютное слияние двух предназначенных друг другу существ, и абсолютная трагическая невозможность этого соединения, все это в ошеломляющем по эмоциональному накалу танце.

Матьё Ганьо и Людмила Пальеро. Репетиция

Спешите видеть, Это их последний дуэт — и Матье Ганье, и Людмила Пальеро в этом году заканчивают свою карьеру (возраст обязывает) в Парижской Опере.

Crédit photo: Julien Benhamou