11 – 19 сентября 2025 –Théâtre de la Ville-Sarah Bernhardt; 29 октября – 1 ноября 2025 – Comédie de Genève
«Если бы существовал восьмой смертельный грех, то это был бы грех колониализма», словно утверждает знаменитый южноафриканский художник, режиссер, перформер Уильям Кентридж/William Kentridge спектаклем « Фаустус в Африке », которым открылся Парижский Осенний фестиваль. Этo постановка для театра марионеток Handspring Puppet Company, известного работами с куклами в человеческий рост. Кентридж – артист ангажированный, и все свои многочисленные эксперименты в разных жанрах он сам называет практикой политического искусства.
« Фаустус в Африке» был поставлен в 1995 году (сразу после конца апартеида в ЮАР), и хотя сегодня в нем ничего не поменялось, посыл, как оказалось, совсем не устарел Хотя эстетика постановки иногда кажется по старомодному многословной. В тотальном спектакле, соединяюшем марионеток, актеров и анимацию, европейский миф о Фаусте переосмысливается в контексте истории Африканского континента. Ученый-философ, подписав известный пакт с Мефистофелем, отправляется в исступлённое сафари через всю Африку, становясь типичным колонизатором, -кстати роль дьявола исполняет актер, а Фауст и другие персонажи истории, доработанной южноафриканским поэтом Lesego Rampolokeng, – скульптурные куклы. Действие происходит в старинной библиотеке колониального особняка. Фоном и сжатым комментарием, выражающем очень наглядно зримо квинтэссенцию происходящего, служит анимация Кентриджа из рисованных углем картинок, которая проектируется на экран над сценой в сопровождении маленького колониального оркестра кукол. «Сатирическая притча о ненасытной жадности европейских колонизаторов, об их жажде обогащения, о грабежах природных богатств и эксплуатации населения » (как сказано в программке), лишена дидактики, все вышесказанное передается в основном метафоричным языком анимации, одновременно жестоко и иронично, – чернильного пятна на фигурке человека или животного достаточно, чтобы он скуксился и умер, причем смерть может быть разной – на виселице, в кандалах, на земле от непосильного труда. Вот крупным планом высвечиваются накладные на товары, только в графе, где указывается наименование изделия, имена убитых африканцев, одна, другая, множество таких ведомостей, просто гора мертвецов. Вот белый император обедает со своей супругой, и ложка, опущенная в десерт, вдруг резко вытягивается -вниз, до самого подземелья, где работают скрюченные рабы, создавая эти радости белого человека.
Впрочем, император из местных, не намного лучше, и только старая мудрая гиена — изумительно двигающаяся марионетка на нитях, способна своим колдовством избавить мир то от одного, то от другого властителя. Хотя, наверное, чтобы понимать все нюансы политической сатиры, зрителю нужно неплохо разбираться в колониальной истории Африки. В финале, закончив с Фаустом, дьявол решительно отказывается покидать землю — здесь такой «чудесный» человеческий материал, такой открывается простор для его деятельности. Спектакль идет на английском языке с французскими субтитрами.
Crédit photo: Fiona MacPherson