22-30 октября 2025 – Théâtre de la Ville, Sarah Bernhardt; 5-8 ноября 2025 – Sadler’s Wells, London
В Парижском Théâtre de la Ville проходят гастроли знаменитого Nederlands Dans Theater (NDT1) из Гааги. Канадский хореограф Кристал Пайт /Crystal Pite, много лет работающая с виртуозной труппой Нидерландского театра танца, и британский режиссер Саймон МакБерни/Simon McBurney объединились, чтобы в философской трилогии «Фигуры вымирания» (2022-2025) поднять проблематику экологической катастрофы, которую переживает наш мир: необратимые изменения, связанные с массовой гибелью всего живого. Или как человечество сознательно самоуничтожается. Замысел абсолютно грандиозный. Вся трилогия выстроена так, что танцевальные части сопровождают закадровые научные комментарии. Действие, балансирующее между пластическим театром и хореографией, помещено в аскетичное черное пространство, оживающее благодаря изумительной работе художника по свету Тома Виссера.

Первая часть, названная « Список », – своего рода погребальная церемония для вымерших или вымирающих животных, плач о необратимых процессах в природе. Начинается и заканчивается голосом ребенка, который с наивностью, свойственной детям, вопрошает взрослых: “почему больше нет этих птиц, они вернутся или они улетели от нас навсегда”. Но животный мир не отделен от человека, МакБерни интересовала его нераздельная связь с нами – спектакль открывается завораживающим соло танцора, у которого продолжением рук оказываются огромные рога альпийского козерога. Или, например, вихревый поток движений группы напоминает лосей, отчаянно пытающихся спастись от уничтожения.
Тела танцоров ассоциируются с пантерами, цветами, птицами, или, как этот головокружительный танец множества рук, – со стайками рыб. Вторая часть, “Потом дело дошло до людей”, – зеркало, обращенное к человеку, и его вымиранию. Как мы дошли до такого состояния, что потеряли связь между собой и живым вообще? В начале на сцене группа людей, собравшаяся в тесном пространстве, но они абсолютно не обращают внимания друг на друга, – все заняты только своими гаджетами, только мелькают вспышки мобильников. Современный человек представлен как офисный работник по преимуществу. Эта часть основана на книге «Хозяин и его посланник:разделенный мозг » британского ученого Иэна МакГилкриста, который утверждает, что левое полушарие мозга, отвечающее за рациональное и абстрактное мышление, получило в современной западной культуре подавляющее доминирование над правым, отвечаюшим за эмоции и воображение . И этот так сказать левополушарный подход к реальности ведет к катастрофе. « Мы сделали это потому, что привычка левого полушария рассматривать мир как материю, которую можно перестраивать по своему усмотрению, была очень успешной в создании богатства и технологического прогресса. Но это произошло ценой огромных потерь. Современная культура отделяет человека от природы и общества. Она ценит научное знание выше других форм знания (например, религии, поэзии, искусства) и подавляет неэмпирическое знание как второсортное. Мы превратили наше общество в машину для дезинтеграции людей ». Это наиболее статичная и не танцевальная часть, наиболее болтливая, много наивной достаточно пантомимы, иллюстрирующей научное доказательство.
Механические однообразные движения группы лиц, своего рода коллектив роботов. Правда, Пайт и МакБерни мысль о двух полушариях подправляют знанием того, что у людей, в отличие от животных, есть префронтальная кора, примиряющая два полушария, и позволяющая мыслить более гибко, что оставляет надежду на спасительную эмпатию, свойственную только человеку. Научные факты временами перебиваются речами некого популиста (узнаваемый голос Трампа) о том, что климатическая катастрофа -выдумки и тд., если все от Бога, он предусмотрел и такой сценарий .
Если первая часть идет под композиции современного автора -исполнителя Майка Андреаса, то две другие под музыку классиков разных эпох, Дебюсси, Баха, Шнитке, Арво Пята. В третьей части трилогии, « Реквием » доминирует Моцарт. Третья часть – медитация на тему утерянной связи живых с мертвыми, то есть с нашими истоками и миром трансцендентным. Возможно, этим и объясняюся две предыдущие катастрофы. Танцоры интернациональной труппы один за другим начинают вспоминать своих родных, восстанавливая семейную генеалогию. Но большая часть Реквиема происходит в больничной палате перед умирающей пациенткой, вокруг которой крутятся врачи и семья, такой нарративный повторяющийся танец. Всю эту часть сопровождают пафосные отрывки из текстов Джона Берджера/John Berger о смерти: «мертвые окружают живых, живые составляют ядро мертвых», тогда как на сцене разыгрывается в основном пластичская пантомима, достаточно иллюстративная.

От узкого пространства больничной палаты и других ширм, диагоналей, разделяющих сцену, к финалу пространство словно расширяется до Вселенной. Спектакль заканчивается видением галактической лучезарной туманности и виртуозным ансамблевым танцем, которым и знаменита труппа Нидерландского театра. Танцоры, как одно коллективное тело, механическое во второй части, в финале третьей стремятся к метафизическому измерению, чтобы стать частью космоса. Грандиозно!
Crédit photo: Photo Rahi Rezvani