Саундтрек для вечной любви

19 февраля на французские экраны выходит картина американца Джима Джармуша «Only Lovers Left Alive», самый артхаусный фильм Каннского конкурса 2013. В ролях любовников- вампиров Тильда Суинтон и Том Хиддлстон.Но главная роль в картине все равно принадлежит музыке. Поэтому 11 февраля в Париже (La Machine du Moulin Rouge) состоялся концерт с участием музыкантов, снимавшихся в фильме: это сам Джармуш со своей группой «Sqürl», а также виртуоз старинной лютни Джозеф ван Виссем (Jozef van Wissem) и певица Ясмина Хамдам.

Crédit photos: Festival de Cannes

Американец Джим Джармуш – из узкого круга любимых Каннских режиссеров. И хотя его последний фильм «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive), участвовавший в главном конкурсе этого года, наград от жюри Стивена Спилберга не получил, для для меня именно он (а вовсе не пальмоносная «Жизнь Адели» А.Кешиша), оказался самым сильным впечатлением фестиваля. Это медитативное кино, предполагающее не следование сюжету, но редкое интеллектуальное удовольствие от погружения в эстетический мир, созданный режиссёром. Фильм делали очень долго, целых 7 лет – американцы отказались финансировать эстетский проект Джармуша. Потом деньги все-таки нашлись в Европе –« Only Lovers Left Alive » совместное производство Франции, Англии, Кипра и Германии.
Хотели бы вы жить вечно? Вечно любить? Поужинать с Марло, побеседовать с Моцартом, сыграть в шашки, например, с Байроном? 500 лет одна и та же беседа дивная и музыка любви? Тогда смело становитесь вампирами, тем более что по версии Джима Джармуша они уже давно почти вегетарианцы – кровь приобретают исключительно в медицинских лабораториях. Правда, подпольно.
Главные герои фильма – любовники на все времена и, конечно, вампиры – единственное условие для вечной жизни. Но не путать с коммерческими лентами о вампирах, типа сиропчика с Робертом Паттинсоном, Twiligh. Вообще, вампиров за последнее время видено-перевидено (прямо так и просится на язык назвать эту тему мейстримом), но таких как у Джармуша, кажется, еще не было. Тонкий, чисто английский юмор и рок-н-рольный фон. Хотя Джармуш замахнулся на многое, например, на божественное в человеке, которое возможно лишь как великая любовь и способность творить. Он, – это Адам, музыкант андеграунда. Том Хиддлстон играет меланхолика и типичного романтического маргинала. Как и полагается маргинальному гению, он живет затворником в своём доме, в данном случае в мрачном Детройте. (Впрочем, кроме музыки Адам интересуется также теорией колебания частиц, он еще и талантливый учёный). Она, Ева – таинственно притягательная Тильда Суинтон, живет в экзотическом и таинственном восточном городе Танжере. Он коллекционирует старинные музыкальные инструменты. Она читает старинные книги всех эпох, всех религий, на всех языках. (Мир человеческого гения по Джармушу не разделён никакими границами, в том числе цивилизационными). Она скорее энергичная и светлая, он – депрессивный и мрачный. Они бессмертны. Их любовь длится, по меньшей мере, пять веков. Именно длится, и полнота их любви становится ясна с первой сцены, когда Адам встретит примчавшуюся к нему из Танжера Еву на пороге своего дома, и обнимет ее так, как обнимают только долгожданную, желанную и избранную. Долгая сцена поцелуя, когда Адам и Ева снова встречаются после разлуки, наверное, войдет в историю как одна из самых эротичных сцен жанра в мировом кино. Восхитительно наполненное существование вечно живущих любовников, путешествующих по городам и векам, оказывается под угрозой в современном мире, так как Адам все меньше способен выносить повальное зомбирование человека и культуры вообще. Ева спешит ему на помощь.

Crédit photos: Festival de Cannes

Crédit photos: Festival de Cannes

Джармуш вдохновлялся старой английской традицией готического романа – поэтому пригласил на главные роли британских актеров, Тома Хидлстона и Тильду Суинтон, тонких, упоительно чувственных, загадочных (вообще аристократическая отрешённость, странная избранность героинь Суинтон прекрасно подходит ко всем ролям мистического свойства, да и бессмертие она уже сыграла в картине Салли Поттер «Орландо»). Но темой для обрамления вечной любви взял не мир готических страшилок и ужасов, а мир музыки дивной, и шире – искусства вообще. Адам и Ева – божественные любовники, и утончённо образованные денди, свою вечность разделяют с искусством. Можно сказать больше – где- то в подтексте, намёком говорится о том, что либо они нашептали великие произведения Моцарту и Шуберту, либо те в свою очередь тоже были вампирами, и в сущности, если верить Джармушу, как и все великие творцы. Во всяком случае, в фильме драматург и вампир Кристофер Марло (еще один чудесный британский актер, Джон Хёрт), любимый собеседник Евы в Танжере, и был тем самым таинственным автором, который нашептал все творения Шекспиру. Адам намекнул как-то вскользь об адажио, подаренном им Шуберту, а уж музыканты американского рокобилля, кажется, все как один, использовали его, Адама, темы. Адам в каком-то смысле alter ego режиссера, ведь сам Джармуш, между прочим, тоже музыкант, (его группа «Sqürl» присутствует в «Любовниках…»), но самое главное, он подарил героям собственные музыкальные предпочтения, и вообще сделал музыку действующим лицом фильма. Так что можно говорить о визуальной музыке как главном стилеобразующем элементе картины. Саундтрек написал нью-йоркский музыкант и композитор, виртуоз старинной лютни Джозеф ван Виссем (Jozef van Wissem), с которым Джармуш уже выпустил в прошлом пару дисков. Вообще, Джармуш – большой поклонник ван Виcсема, и неоднократно приглашал его сочинять музыку к своим фильмам.

Crédit photos: Festival de Cannes

Crédit photos: Festival de Cannes

К лютне Виссема добавился в «Любовниках» весь хит-парад американского рок-н -рола, в основном 60-х годов – Дениз Лассаль («Trapped by a thing called love»), Чарли Фезерс, Ванда Дже́ксон («Funnel of Love») и другие. Становится понятно, почему одним из главных действующих лиц выбран Детройт, – не только как город- символ умирающей западной цивилизации (Джармуш снимает опустевшие дома, музеи, безлюдные улицы), но еще и столица сола(соула) 60-х. За Танжер отвечает потрясающая франко-ливанская певица Ясмин Хамдам, объединяющая сложные арабские мелодии и тональности поп-музыки.

jarmush-only-lovers-05

Надо сказать, что музыка в этом году занимала особое место почти во всех фильмах фестивальной программы. Но главный приз, Le Cannes Soundtrack Award 2013 (присуждается второй год подряд журналистским жюри), достался, конечно же, Джозефу ван Виссему.
Вместо послесловия. Да, забыла рассказать, по Джармушу, «вампирский поцелуй», переданный смертным, может быть не проклятием, а божественным подарком. Для избранных. Вампиры как последняя надежда погибающей цивилизации?