Моральный дух семейных пар

22-31 октября; 3-20 декабря  – Théâtre de la Bastille

   В театре de la Bastille известный киноактер и режиссер Матье Амальрик играет спектакль, поставленный его спутницей в жизни, Стефани  Клео, по роману модного современного автора, Эрика Рейнгарда «Le moral des ménages» (Его последний роман, «Любовь и леса» фигурировал в этом году во всех высших литературных номинациях, включая Гонкуровскую премию). Приличной длины роман (200 страниц в издании Livre de poche) уместился в час сценической композиции. Из спектакля вряд ли возможно понять чем так хорош стиль Рейнхардта. Зато можно провести симпатичный вечер, наслаждаясь one man show знаменитого актера.

  Это только третья роль Амальрика в театре, тогда как для  французского интеллектуального кино он фигура знаковая. Так Амальрик  частый гость на Круазетт: в прошлом году он был в главной роли сразу в двух конкурсных фильмах,  в англоязычном дебюте Арно Деплешена «Джимми Пикар» про психоанализ равнинного индейца(в дуэте с Бенисио дель Торо) и  в театрализованной рефлексии Романа Поланского о творчестве под названием «Венера в мехах». Режиссерский дебют  Амальрика «Турне» получил в Каннах (2012) приз за режиссуру В этом году Амальрик снова участвовал  в каннском конкурсе как режиссер— его второй фильм, «Голубая комната» был отобран в программу «Особый взгляд». В этой картине он подарил своей подруге, Стефани Клео главную роль- возлюбленной героя. А теперь сам сыграл в ее первом режиссерском опусе в театре. Так что моральный дух семейной пары Амальрик-Клео, в отличие от героев романа Рейнхардта, на высоте.

Amalric 4

   На сцене Матье  Амальрик появляется  всегда с микрофоном и в клубах сигаретного дыма. Безумно раскованный и обаятельный, играет что-то вроде бунта маленького человека, решившего вырваться из порочного круга среднего класса (мелкой буржуазии), к которому принадлежали родители. Забыть бесконечный гратен из кабачков, которым каждый вечер потчевала отца мама, домохозяйка и по совместительству домашний тиран, плотно закрутившая мужа в тиски экономии и обыденности. Отец, мечтавший в юности стать авиатором, стал всего лишь менеджером, который всю жизнь выгибался перед начальством, а в ответ получал денежное вознаграждение  и бесконечные унижения. В романе Мануэль Карсен, как зовут героя, ставший певцом и сочинителем песен, исповедуется своим многочисленным любовницам. В спектакле намек на любовницу только в одной сцене (обнаженная девица полулежит на покрывале из искусственного меха спиной к залу), Карсен-Амальрик здесь исповедуется зрителям…Все женские роли – любовницы, матери, жены, первой подружки и дочери исполняет одна актриса, Анн-Лор Тондю. Но она здесь, за исключением последнего монолога, именно не играет, а скорее подыгрывает Амальрику, служит своего рода живым фоном для его высказывания, меняя маски и костюмы: вдоль всей сцены выстроена вешалка, где развешаны женские платья ярких тонов и красуются роскошные туфли всех цветов. Это- нейтральная картинка для саркастических выпадов героя против мелкобуржуазной морали. Тогда как его внутренним мучениях соответвуют видеопроекции написанных углем абстрактных композиций известного автора комиксов Блатча (Blutch).

Amalric3

    Автобиографическим монолог вряд ли назвовешь – Амальрик из семьи вполне себе левой интеллигенции(его отец – журналист газеты Libération, мать-литературный критик Le Monde), так что вряд ли эта проблематика  ему лично близка.