Танцевальный церемониал для Нитара

Королевское аббатство Сен-Рикье в Пикардии/L’abbaye royale de Saint-Riquier, один из главных монастырей в империи Карла Великого, в субботу 7 ноября праздновало своего великого аббатграфа Нитара. Нитар (или Нитгард)— франкский историк (род. около 800 г.), дипломат, знаток классической древности и воин, внук Карла Великого, считается первым писателем французского языка.  В его честь в соборе сыграли единственное в своем роде действо, «Жизнь и смерть Нитара», сочиненное Паскалем Киньяром и хореографом Люком Петтоном.      Нитар – сын герцога Ангильберта, друга Карла Великого, ученейшего мужа своего времени, поэта,  и Берты, дочери императора. сыграл важную роль во всех событиях того времени. После смерти  своего дяди, императора Людовика Благочестивого он сблизился с  его маладшим сыном, Карлом Лысым, и  по его настоянию стал писать историческую хронику времени.

Nithardexterieur

     Нитар замечателен, как единственный светский писатель той эпохи, когда литература считалась делом клериков. Он написал « Четыре книги истории » (« Historiarum libri IV »), в которых описал в междуусобные войны между наследниками императора, в результате которых родились нации и государства современной Европы. Почему сегодня заговорили о Нитаре? Потому что в третьей книге, давая описание Страсбургской клятвы(14 февраля 842 года) -договора о мире между братьями, Людовиком Немецким и Карлом Лысым, произнесенной не  только монархами, но и всем войском,  сам текст клятвы он доносит до нас не на латыни, как принято было во всех письменных документах, а на разговорном , древнетевтонском, и романском- протофранцузском языке.  Поэтому  сегодня Нитара принято считать первым автором французского языка. Нитар, получиший от отца по наследству титул аббатграфа  Сен-Рикье(то есть светский аббат), прожил насыщенную, полную приключений жизнь, и умер как воин, защищая свою страну от набега викингов в 844 году. Конечно, он был похоронен в аббатстве. Века истории разметали не только былое величие Сен-Рикье, но и прах Нитара. Его останки были обнаружены  случайно в 1989 году во время раскопок на территории аббатства… А потом как-то затерялись в 90-е годы – сегодня об этом говорят витиевато, стыдливо умалчивая как именно затерялись. Но вот чудесным образом, остатки Нитара были снова найдены среди заброшенных могил в 2011 году.  К этому времени Королевское аббатство  возрождается, став Государственным  культурным Центром –  в память о Нитаре, его посвящают всем формам языка в эпоху цифовых технологий. Сегодня обретенные остатки Нитара (с явственно видимой травмой от меча на голове) почитаются  почти как мощи святого – они выставлены на всеобщее обозрение в действующей монастырской церкви.

      Имя франксого воина и писателя становится стягом Сен-Рикье, в ноябре этого года  здесь устроили день памяти Нитара. По этому случаю  разрешили играть  в  церкви – именно здесь,  в нефе собора  пламенеющей готики(16 век), сыграли действо- –церемониал «Жизнь и смерть Нитара», сочиненное французским писателем Паскалем Киньяром и хореографом Люком Петтоном.

     На афише – тыльная сторона черепа, пронзенного  шпагой в форме креста, второй подзаголовок действа- «Performance de ténèbres», Перформанс  впотьмах,  вероятно по аналогии с литургическими музыкальными композициями 17 века, получившими название Leçons de Ténèbres, (вспомним, что Паскаль Киньяр, не только автор романов на исторические темы, но и тонкий знаток музыки эпохи барокко, которой кстати, посвящен его роман «Все  утра мира»). Впрочем,  действо можно было назвать и по титру другого знаменитого романа Киньяра, того, что принес ему Гонкуровскую премию,- «Блуждающие тени» (Les ombres errantes): в полумраке собора, на помосте, окруженном с двух сторон зрителями, пытались оживить воспоминание о Нитаре. Киньяр, выступая в образе сказателя, сам  читал  со сцены написанный им текст, который перемежался танцевальными эскизами.

      Каждая часть начиналась с вступления саксофониста–импровизатора  Ксавье Россела. Это были странные протяжные, почти пугающие звуки, больше напоминающие рог Роланда, чем  веселые мелодии джаза. Хореография, придуманная Люком Петтоном для трех танцоров, стремится передать что-то от атмосферы той эпохи, от наших ощущений и переживаний по поводу эпохи,нежели  иллюстровать  текст. IX век-это, конечно же, королевская охота,  поэтому все действо строится вокруг  настоящего курганника по имени Феникс. Юношей, при дворе Карла Великого, Нитар увлекался охотой. Этому и посвящен первый танцевальный эпизод, который исполняет  Мари-Лор Аграпар с ловчей птицей на руке. «Хищная птица – зловещий символ  тления, разлагающейся плоти, тьмы…(вспомним, что где-то здесь рядом хранят останки Нитара). Но, – добавляет Люк Петтон, который уже 10 лет включает в свои хореографии живых птиц,  – как всякая птица, она же ассоциируется с полетом, парением, с нашей психеей-душой». Танец выдержан в очень сдержанном минималистском стиле – это касается и соло с птицей, и трио танцоров на тему раскаяния воинов после Битвы между тремя королями, наследниками империи, при Фонтенуа(Fontenoy-en-Puisaye). Последний эпизод, смерть Нитара, Люк Петтон  исполняет сам, весь танец строится как борьба воина против окутывающей  его тело белой материи – савана.

В эпилоге действа перед собором была открыта стелла-кенотаф, на которой выгравирована эпитафия Нитару:

«Нитар.

14 февраоя 842 года, в пятницу, до полудня, на берегу реки, при страшном морозе с губ  франкских воинов, когда произносили они  слова клятвы, поднялся странный туман. Этот туман назвали «французским языком». Нитар первый, кто написал на французском языке». («Nithard. Le 14 février 842, un vendredi, à la fin de la matinée, sur le bord de l’Ill, dans un froid terrible, sur les lèvres des soldats francs, quand ils eurent à proclamer leurs serments, une étrange brume se leva. On a appelé cette brume le “français”. Nithard, le premier, écrivit le français. Pascal Quignard, 7 novembre 2015.  (cénotaphe)»

Crédit photos: M.Monteaux