Глянец от Бланки Ли

22 декабря 2015 -3 января 2016 Théâtre des Champs- Élysées

14-16 апреля 2016Festival EXIT, Créteil

На сцене театра Елисейских Полей – «Богини и демоницы», 12 хореографических вариаций на  тему женских божеств мифологии.  Французский хореограф, испанка Бланки Ли поставила этот балет для самой себя и примы-балерины Большого театра Марии Александровой. Две исполнительницы – полные антиподы, как гармония и хаос: одна пришла из классического балета, другая из современного танца м фламенко. Дуэт двух выдающихся танцовщиц, чтобы вернуться к фундаментальным мифам мироздания, ибо как считает хореограф, в начале были богини и демоницы. Они правили миром.

BlancaLi2

      Так пафосно заявленный, балет оказался  глянцевой иллюстрацией. Правда, на премьере спектаклю устроили долгую овацию- у эксцентричной богини танца Бланки Ли в Париже целый фан-клуб почитателей. Особенно после действительно феноменального спектакля с танцующими роботами НОА, показанного  здесь же, в театре Елисейский Полей, два года тому назад, и с тех пор продолжающего свое победоносное шествие по миру. Хореограф, танцовщица и режиссер Бланка Ли (Гутьеррес) родилась в Гренаде в 1964 году. С детства занималась гимнастикой, но в 17 лет  бросила спорт и уехала в Нью-Йорк учиться танцам. Отучившись пять лет в школе легендарной Марты Грэхем, Бланка Ли  увлеклась  новым  танцем, рождавшимся на ее глазах -хип-хопом, и даже создала там свою группу, фламенко-рэп. Потом вернулась  в Европу и с тех пор обосновалась в Париже, где в 1993 году  основала собственную танцевальную компанию. Помимо этого, Бланка Ли постоянно работает в моде, сняла более десятка фильмов, и сегодня страстно увлечена новыми технологиями. Марию Александрову в Париже тоже хорошо помнят: и по гастролям Большого театра, и потому, что по приглашению Брижитт Лефевр, она танцевала главную партию в «Раймонде» Глазунова на сцене Парижской оперы в 2008 году. Именно Брижитт Лефевр посоветовала Бланке обратить внимание на приму-балерину Большого: изначально проект был придуман Бланкой для этуали Парижской оперы, Мари-Анес Гийо, но за несколько месяцев до репетиций они разошлись.

       Дуэт двух звезд, до этого вращавшихся на разных орбитах, ждали с нетерпением. К событию серьезно готовились – до премьеры вышло множество материалов о Бланке Ли, в том числе в газете Монд, под названием «Небесный бал», и др. После премьеры мнения разделились, но профессиональная балетная пресса отнеслась к опыту Бланки Ли скептически. В лучшем случае, отделывались оговорками, что мол, спектакль еще не дозрел. В худшем, называли вещи свои именами: «Бланка Ли падает с Олимпа», как названа статья критика Фигаро Ариан Бавелье. «Богини и демоницы мало вдохновленные», озаглавлена рецензия  на сайте Resmusica, посвященном классической музыке и танцу.  Главный интерес спектакля – эффектное зрелище.

BlancaLi1episode

     Впрочем, начало  в самом деле впечатляющее. На фоне черно-белых линий жалюзи появляется изящный  силуэт танцовщицы. Как японский иероглиф. Блестящий этюд, исполненный Александровой, продолжается в дуэтах с Бланкой – под музыку Шопена (аранжировки композиций Сен-Санса, Шопена, Альбениса сделаны братом хореографа, Тао Гутьерресом) две женские фигуры, напоминающие вазопись античности, одна в черном, другая в белом, потом наоборот. Еще будет изумительное соло Александровой – балерина танцует на пуантах, и лишь изредка  примеряет на себя свободный танец, который исповедует Бланка. Дальнейшее больше напоминало цветозвуковое представление: в созданных голографией причудливых пространствах, наши богини дефилируют. Бланка Ли дефилирует в платьях от кутюр, заставляя потрясающе эффектно играть бордовые шелка на манер Лои Фуллер (платья от лучших дизайнеров, как призналась Бланка, Жан-Поль Готье, Аззедин Алайя, Стелла Маккартни).

Blanca Li3

        Все очень красиво: когда сцену заполняют видеоголографии огромных цветов невероятной раскраски, желтых, красных, фиолетовых, один из которых оборачивается Бланкой Ли, зал ахает от восторга. Дело за малым – придумать хореографию. К сожалению, новый опус показал, что Бланка Ли сегодня больше интересуется новыми театральными технологиями, чем собственно хореографией. Танцовщицы кажутся лишь дополнением к  голографическому  шоу в 3-D : эффектно колышутся  высокие травы, расползаются во все стороны  вдоль сцены страшные змеи, расцветают цветы неведомой красы и  прочие изыски современных технологий.  А две  женские фигурки  меняются местами, цветами, черное-белое, горизонтали-вертикали, бесконечные кружения, в том числе сплетенными гривами накладных волос. Но все декоративное, без внутреннего наполнения.  Просто череда более или менее красивых картинок. Даже Эриний  умудряются сделать декоративно – все поверхностно, словно скользят по смыслу, лишь слегка прикасаясь к образам мифологии, которые никогда не ужасают и не трогают. Да и сами отсылки к мифологии –весьма пунктирные и неясные. Правда, сцены в которых Мария и Бланка выступают с  сольными танцами, все же удачнее, чем дуэты – настолько бросается в глаза несопоставимый уровень техники. Бланка Ли была потрясена русской балериной, в интервью французским журналистам сравнивая ее со скрипкой Страдивари. Но в «Богинях и демоницах» она почти  не использовала возможности  великолепной балерины, обладающей не только феерической техникой, но и страстным  темпераментом. Множество визульных эффектов, один  другого впечатлительней, не способны заслонить бедность хореографии. Главные герои представления – не Бланка и Мария, а сценография  Пьера Аттре, видеоэффекты Шарля Каркопино и  игра отражений, придуманная художником по свету Кати Олив.

Crédit photo: Vincent Pontet