Ричард, King of pop – новый проект Тома Жолли

6 января – 13 февраля – Odéon Théâtre de l’Europe

С премьеры в Одеоне в Париже начинается  Шекспировский сезон, приуроченный  к 400-летию со дня смерти великого драматурга.

После 18-ти часового триптиха  по «Генриху VI », сделавшего тридцатилетнего режиссера и его театральную компанию, Piccola Familia  знаменитыми, Тома Жолли  поставил заключительную часть хроник, «Ричарда  III», что впрочем было предсказуемо – триумфальным  выходом  горбуна закончился предыдущий цикл. Стилистически  новый спектакль  повторяет  вторую часть  триптиха, в котором Шекспир виделся сквозь призму новых технологий: нечто среднее  между  видеоигрой и рок-концертом.  Используется тотже сценографический принцип –  металлические конструкции разных конфигураций на фоне черного задника, поднимающийся и опускающийся помост, на железных цепях, театральные занавесы, раздуваемые всеми ветрами и  другие атрибуты, перекочевавшие из предыдущей хроники ( Жолли- не только режиссер и исполнитель главной роли, но еще и сценограф и соавтор художников по свету). 

           Richard3

       Главная придумка – декорацию задают белые  лучи направленных прожекторов (светодиоды), которые прорезают пространство сцены,  подобно лазерным мечам (привет « Звездным войнам »), или  направленно ослепляют зрителей. Ричард появляется из люка  под сценой –странное существо, монстр –готик, с набеленным лицом, горбом из птичьих перьев и железными ногтями  на увечной руке. Сам при этом бесконечно обаятелен. Гений манипуляций,  все выходит у него жестоко и весело, в ритмах несмолкающего рока. И все проказы гениального фигляра Ричарда  ужас как хороши.  В сущности, весь макабрический гиньоль  и  режиссеру Жолли тоже удается, как например, сцена с убийцами Кларенса, решенная  очень потешно, как чистый клоунский гэг.  Здесь и там разбросаны по спектаклю изящные находки, так юный Принц  Эдуард не расстается с музыкальной шкатулкой, эта нехитрая музыка станет его темой, по которой мы будем догадываться о его присутствии, даже его не видя.  Но вот большинство актерских  работ как-то неинтересны  и  скучны. То, что так поразительно работало в « Генрихе VI »,  здесь  провисает.  кажется,  стиль, так блестяще найденный  там труппой Piccola Familia, больше не работает. При том, что спектакль идет совсем без купюр,  четыре с половиной часа, и  чрезвычайно затянут, особенно в последней  части.  Особенно тяжеловесны финальные сцены, подробная « сцена Трех Королев », высказывающихся на фоне трех  гигантских гиперреалистических портретов трех королевских семей, обезглавленных Ричардом; перед сценой боя -появление призраков убитых, обстоятельно и подробно, как в плохом сериале. И совсем уж трешевый блестящий костюм Ричарда, собирающегося на бой, и белая деревянная лошадь, которую толкают  взад- вперед по сцене слуги.

Richard3Jolly1

       Но есть придумка  абсолютно гениальная, ради которой и стоит смотреть этот спектакль. Центральная сцена  – предвыборная манипуляция, когда Ричард соблазняет народ, как рок-звезда, заставляя буквально  в состоянии эйфории требовать, чтобы он стал королем.  Ричард виртуозно фиглярничает,  гипнотизируя толпу.  Можно сказать по другому – умело оркестрирует народную любовь. Зал задействован, участники этой сцены рассажены  повсюду в зрительном зале, отсюда кричат «батард»(о наследниеке) и скандируют « Ричард- король ». Но когда Тома Жолли  в ритме рока заводит  «I’m a dog, I,m toad, I’m a Hedgedog », призывая зрителей подхватить напев,   ему в самом деле  вторит весь зрительный зал Одеона. Апофеоз  всей сцены, когда под рев музыки, вакханалию света и группы поддержки, среди которой явственно виден человек с туловищем кабана, Ричард  ,как главный шлягер вечера, поет речитативом « Я получил корону, я ее получил « . Жолли в сущности показывет, как просто при понимании определенных технологий и известной харизмы лидера, даже такого, как  Ричард, манипулировать мнением народным. (Кстати, сам Жолли считает свой спектакль политическим высказыванием в преддверии французских выборов  2017-го года). В спектакле два финала. В первом Ричард падает замертво  возле  заваленного  на круп деревянного муляжа лошади. Впрочем, через несколько минут поднимается, и с удвоенной энергией  дерзко взбирается на  подвешенный над сценой помост. Но тут  по нему стреляют призраки его жертв, и он  умирает окончательно.

        Кстати, спектаклю сопутствует  видеоигра « Richard III Attacks, а перед зданием Одеона установлена инсталляция -рабочий кабинет короля Ричарда,который  можно посетить до, после и даже вместо спектакля.

Crédit photo: Odeon, Théâtre de l’Europe

 

.