Балет на музыку Вагнера: блистательно!

23 марта-1 апреля 2016Théâtre National de Chaillot; 26- 28 мая – Les Gémeaux, Sceaux  

В Париже с огромным успехом проходят гастроли  Балетной Труппы  Большого театра Женевы c   балетом Жоэль Бувье на музыку Рихарда Вагнера « Приветствую тебя, о мир!/ Salue pour moi le monde! » Французский хореограф Жоэль Бувье, некогда прославившаяся своими совместными спектаклями с Режисом Обадья, более десяти лет работает одна.  Но и соло она продолжает разрабатывать всю ту же тему любовной страсти. Несколько лет  тому назад здесь же, в Шайо  она показала свой первый удивительный опыт с Женевским балетом- «Ромео и Джульетту» на музыку Прокофьева. Теперь директор Женевского театра Филипп Коэн предложил расширить поле эксперимента, создать балет на оперную партитуру. Бувье выбрала Вагнера. И превратила более чем четырёхчасовую оперу « Тристан и Изольда »в цельный полуторачасовой балет: дивная красота  чистого танца, почти абстрактного в своих линиях, полностью избежавшего ловушки пафосных романтических клише, но счастливо соединившего движение и эмоции с музыкой Вагнера. Что особенно удивительно, если вспомнить, что это наиболее бездейственная опера Вагнера, «событийная» сторона в ней сведена к минимуму, чтобы дать больший простор выявлению психологических состояний и оттенков любовного чувства.

      TristanIseuld3

 

           Кроме протагонистов, в  балете участвует  ансамбль кордебалета, своего рода хор: воины, моряки, свита девушек  и  Прорицательница, названная здесь Свидетель, своего рода знак Судьбы (грациозная  японка Сары Чиженари). Световая партитура создает таинственное мистическое пространство, в которое вписывается  трагедия влюбленных. На этом темном фоне отчетливо выделяется цветовая гамма костюмов изысканной красоты.

   Tristan4

       

        Яд или любовный напиток, который готовит служанка, здесь складывается из странного рисунка морского каната, в опасные тенеты которого попадают Тристан и Изольда. Канат как метафора всепоглощающей страсти, позволяющей  вознесение (что дает возможность построить чарующие танцевальные композиции на принципе  качелей), но  и  смертельная удавка тоже. Танец отвечает огромной эмоциональной напряжённости голосов и музыки, которая словно течет единым потоком, но не иллюстрирует ее.

 

TristanIseuldBouvier1

           

         Жоэль Бувье: « язык любовного танца очень  естественный, я все время просила танцоров не танцевать музыку, попытаться не слышать ее, танцевать где-то рядом, так как с этой музыкой соперничать невозможно». Удивительные солисты Женевского балета Сараванее Танатанит и Жофре Ван Дик передают предельную напряженность чувств, роковую страсть, вместе с тем общий рисунок подчиняется флюидным кругообразным движениям( в которые включены как солисты, так и кордебалет), придающим всему танцу удивительную гармонию и законченность.

        «Вагнер применяет систему лейтмотивов, которые выражают разные состояния любви. Вся музыкальная ткань – переплетение этих лейтмотивов,-говорит Бувье.- Мне хотелось сделать то же самое переплетение  между протагонистами и ансамблем кордебалета, моим хором». Трагический персонаж здесь и король Марк: мощный и статный Армандо Гонзалес Беза не старик, а только нелюбимый, переживающий предательство самых близких ему людей. Потрясающе поставлен  финал:  соединение  Изольды с Тристаном в смерти передано через вращательное текучее движение, рулады, похожие на перекаты  волн, вовлекающие в свой водоворот, и хор-кордебалет, и Тристана и Изольду, словно ставших невесомыми, воздушными. Жоэль Бувье называет это состояние магмой  Лимба,  «места между жизнью и смертью, гле пребывают души всех влюбленных». Впечатление -полное погружение человеческой души  в океан любовной энергии, экстатическая полнота блаженства в  финальных звуках «Liebestod» .

Crédit photoGregory Batardon