«Идоменей» в Антверпене – драма отца и сына на фоне кризиса беженцев

30 апреля – 25 мая 2016 – Opera Vlaanderen, Anvers

Во Фламандской Опере в Антверпене прошла премьера оперы Моцарта  «Идоменей». При жизни композитора она  ставилась только  два раза, первый раз в Мюнхене, второй раз в Вене. Сегодня эта опера регулярно появляется на театральных сценах  мира.  Постановщик спектакля, немецкий режиссер Дэвид Беш следовал излюбленной концепции дирекции Фламандской оперы -осовременивать классические произведения. В нынешней политической  ситуации Европы проблема сирийских беженцев занимает главное место . И  постановщик  перенес действие в 2015 год и связал его с сирийскими беженцами.Idomeneo

       В опере рассказывается о событиях, случившихся в 1208 году до н.э. после  разрушения Трои. В основе либретто лежит древнегреческий миф о царе Крита Идоменее, который после 10 лет отсутствия вернулся на родину. По возвращении с войны, Идоменей не узнал своего сына, и это привело к почти фатальному финалу. Подходя к берегам Крита, корабль Идоменея был застигнут бурей, и чтобы умилостивить Посейдона, Идоменей обещает принести в жертву первого  встреченного на берегу человека. Им оказался его сын Идамант. Практически опера начинается именно с этого момента. Такой драматический поворот событий дал композитору возможность создать драматические арии, а либреттисту эмоциональные тексты. Сын не может понять, почему отец его гонит, в то время как отец старается уклониться от выполнения данного Посейдону обещания. . (Мотив рокового обета,  обещание принести в жертву первого встреченного часто использовался в классических древних мифах).  К этой основной сюжетной линии добавляется любовная: Илия, дочь Приама, любит Идаманта, которого также любит  Электра, дочь Агамемнона.  Но все-таки главными остаются взаимоотношения отца и сына. Герои благородны. Узнав о клятве отца, Идамант готов принести себя в жертву, отец хочет его заменить, Илия тоже предлагает себя в жертву. Посейдон не выдерживает накала страстей и объявляет свою волю. Идамант становится царем  и берет себе в жены Илию.  Электра в отчаянии закалывается. Народ славит нового царя.   (В XX веке Рихард Штраус переработал  четырехчасовую оперу, сократив ее на два часа. Он также исключил Электру, правильно определив, что любовная линия в этой опере не главная, а побочная. Теперь некоторые театры предпочитают его вариант «Идоменея». Но Фламандская опера представила версию самого Моцарта).  Для 24-летнего  композитора  это была не первая опера, но впервые он ее сочинял вдали от отца. Моцарт получил приглашение от Мюнхенского курфюрстра и даже его работодатель- зальцбургский  епископ не мог противиться его воле и отпустил в Мюнхен своего главного органиста. История создания оперы хорошо документирована, поскольку  между отцом и сыном шла активная переписка. Композитор отправлял отцу письма каждые два дня, рассказывая, как идет работа, спрашивая совета или жалуясь на трудности. Эти письма сохранились. Интересен психологический аспект ранних опер Моцарта. Как в «Митридате», так и в «Идоменее» в либретто  важная роль отводится отношениям героя-отца и его сына. Непонимание, разногласия, обвинения  раскрываются в дуэтах и ариях, но все заканчивается примирением.

Idomeneo6

            Дэвид Беш перенес действие в 2015 год и связал его с сирийскими беженцами. Даже показал на сцене утонувшего сирийского мальчика, вынесенного на греческий берег. Дальше больше- зрители увидели  кресты на берегу, трупы утонувших беженцев и мытарства женщин с чемоданами, пытающимися вернуться на родину. Допускаю, что есть определенная географическая близость между Критом, Турцией, где находилось Троянское царство, и греческими островами. Есть и беженцы- троянцы, угнанные в плен после разрушения Трои, чьи стенания в хоровой партии можно сопоставить с переживаниями нынешними беженцами. Но утонувшему мальчику или узникам в черных мешках на головах трудно найти место в опере Моцарта.  К  этому могу добавить солдат в черной форме, с патронными поясами, смесь пистолетов и мечей. Замысел режиссера уводит, как мне кажется, зрителей в сторону от концепции Моцарта, для которого основным было раскрыть отношения между отцом и сыном. И он это делает убедительно и внимательно. Сюжет оперы близок Моцарту, у которого были тесные отношения с отцом, хотя и не бесконфликтные. И самые лучшие страницы партитуры написаны для дуэтов и арий отца и сына.

        Еще одна несуразность. На сцене снова появились пластмассовые бутылки, либо наполненные кока-колой, либо  виной, а может, и водкой. А я-то надеялась, что эпоха бутылок канула в вечность. Кстати, звон рюмок тоже присутствует- неувядающее влияние Дмитрия Чернякова. Безусловно, и сценография, и костюмы (Патрик Баннварт и Фалько Херолд) следуют общей концепции. Костюмы современные. У Идоменея кожаное пальто, которое как бы заменяет его царский наряд. Когда его корабль терпит крушение, спасатели в  желтых  жилетах вытягивают его на берег.

Idomeneo1

        Сценография представляет  море,  ночь. Над пляжем вместо маяка в воздухе реет красное сердце-  дань любовной линии оперы, ведь по берегу ходит Илия. Герои- любовники Илия и Идамант-  подростки,   они одеты в джинсы, кеды, курточки и ведут себя соответственно.  Потому перед началом спектакля сцену украсили детские рисунки, на которых- изображение главных героев с их личными атрибутами, например, Идаманта с флагом Крита, Электры с топором. В сценографию включен изобретательный видеоряд,  передающий бурю, тонущих людей, барахтающихся в воде матросов. На задней кулисе – лик Бога: устремленные в никуда скорбные глаза и седые волосы. Но иногда его подменяет  монстр – спрут с двигающимися щупальцами и светящимися глазами. Другой лик Посейдона? Значимость  сюжета принижается костюмами, они не просто современные, но сатирические, насмешливые, словно  их автор, художник Херолд Фалько предлагает зрителям не принимать происходящее на сцене серьезно.  Пример – бутафорская корона из картона на голове Идоменея, вместо мантии на нем темнокрасный халат, вместо трона в зале  кресло, на которое брошен кусок кумачовой материи. Вместо дворцовой  залы покосившаяся люстра. На остальных героях костюмы аналогичные тем, которые ежедневно встречаются на улицах любого европейского города.Idomeneo3

       В финале неожиданно царь Идоменей принимает яд, чего нет в либретто. Непонятно также, почему его наперсник  Арбас помещен в инвалидную коляску. Для разнообразия?В заключительном акте, когда жители ожидают, кто будет принесен в жертву Посейдону, на сцене появляется процессия мужчин, бичующих себя плетьми, покрытые кровью. Кто они? Мусульманские религиозные фанаты?   Принесение в жертву должно состояться у большого креста, установленного на берегу. Кем же были в то время жители Крита, христианами или язычниками или мусульманами, Тогда при чем тут Посейдон, которого все боятся? Такие массовки заменили  балетные сцены оперы. В « Идоменее », в отличие от типичных опер барокко, хоровые партии также, как и балетные номера, играют большую роль. Они привносят  разнообразие и обогащают сценическое действие, превращая его в многогранную драму. Оркестр Фламандской Оперы под руководством английского маэстро Поля  МакКриша передал эмоциональную структуру оперы, воссоединил оркестр, хор и балетные сцены, создав динамическое и тембровое разнообразие.  

         Солисты менее интересны. В главной роли Идоменея выступил тенор итало-немецкого происхождения Роберто Сакка, обладатель красивого, бархатного и  очень гибкого голоса. Слушать его было особенное удовольствие. К тому же, солист оказался замечательным актером, который принял драму отца близко к сердцу. (Он уже появлялся во Фламандской опере в роли Дона Хозе).  Меццо-сопрано исполнительницы роли Идаманта  хорватской певицы Ренаты Покупич отличалось хорошей техникой бель канто, но в ее голосе отсутствуют обертона, потому ее пение звучало ровно, но слишком прямолинейно.   В роли греческой принцессы Илии выступила Ана Кинтанс, португальское сопрано, которая уверенно  восприняла советы режиссера по созданию роли. Ее  игра была выше всяких похвал, она хорошо передала образ молоденькой принцессы –инженю, но ее голос, хотя и отличался правильностью техники, не увлекал красотой звучания.  При этом ее дуэты с Идамантом подымались до самых высот эмоциональной интерпретации. 

Crédit photo: Annemie Augustijnsns