Моцарт от Кеерсмакер: красиво и немного скучно

26 января – 19 февраля 2017 –Palais Garnier 

Хореограф Анна-Тереза де Кеерсмакер поставила для Парижской Оперы «Cosi fan tutte». Попыткой танцевать оперу сегодня никого не удивишь, тем более, что и у самой Кеерсмакер были такие прецеденты. Удивительно другое: как знаменитая бельгийка превратила веселую игровую оперу Моцарта в экзистенциальную драму о преходящем характере всего земного.

       Белое пустое  пространство сцены отсылает к кубу галерейного пространства или объектиу  современного искусства ( Декорация от Яна Версвейвельда, постоянного сценографа Иво ван Хове).  Каждому протагонисту оперы приставлен его двойник, танцор из постоянной труппы хореографа, Rosas. Двойник не дублирует оперного персонажа, он скорее выражает то, что тот выразить не может или  не хочет, как своего рода  эхо души. Стиль Rosas остается как всегла узнаваем, набор геометрических повторяющихся движений, вращения, подскоки, резкие падения. Певцы тоже вовлечены в танец – на уровне простейшей гаммы движений, но это позволяет хореографу  выстраивать очень впечатляющие ансамбли. Но более всего впечатляют моменты, когда между танцорами и протагонистами оперы разворачивается огромная пустота всей сцены. Певцы почти не используют глубину, все арии исполняются у края рампы.

      Пространство всегда играла особую роль в хореографии Кеерсмакер, здесь оно становится носителем бесконечной меланхолии, непостоянство желания оказывается адекватно испытанию пустотой. И даже дирижер, маэстро Филипп Жордан немного приглушил тона, усилив во втором действии звучание пауз. Эстетская игра линий от Кеерсмакер завораживает, молодые певцы демонстрируют прекрасные голоса, но драматическая игрa, за исключением  Деспины (Джинжер Коста-Джексон),  сведена к минимуму: холодная выверенная  геометрия  делает зрелище немного скучным. На премьере мнения явно разделились: на поклонах хореограф получила несколько « бу », но они потонули в буре аплодисментов.

Crédit photo: Agathe Poupeney – Opéra de Paris