Премьера оперы «Пиноккио» в Брюссельском театре Ла Монне

5-16 сентября 2017  Théâtre de la Monnaie, Bruxelles

В сентябре 2017 года Ла Монне отпраздновал завершение двухгодичного ремонта театра премьерой новой оперы Филиппа Босманса (Philippe Boesmans), самого известного бельгийского композитора. Для Филиппа Босманса «Пиноккио» стала восьмой оперой, и почти все они начинали свою сценическую жизнь в брюссельском Ла Монне, продолжая ее в других европейских театрах и на музыкальных фестивалях. Спектакль поставлен Жоэлем Помра, знаменитым французским режиссером-драматургом. Он же является автором либретто, которое написал на основе собственной пьесы. Помра бережно следует за фабулой истории и музыкальным текстом, так что все   составляющие произведения неразрывно связаны. Редкая удача для театра. Музыкальным руководителем постановки стал английский маэстро Патрик Дэвин, знаток и поклонник музыки Босманса, который дирижировал всеми произведениями композитора.

       Историю о деревянной кукле Пиноккио флорентиец Карло Коллоди впервые опубликовал в Риме в 1881 году. Сказка вызвала большой интерес, породив множество подражаний и вариантов. За 136 лет «Пиноккио» превратился в одну из самых популярных историй на свете. По этой сказке ставились фильмы, спектакли, создавались комиксы. В России Алексей Толстой написал свою версию сказки, назвав главного героя Буратино.  Спектакль в Ла Монне существует на грани реального и фантастического, грани света и темноты, дня и ночи, добра и зла. Сценограф Эрик Суае представил на сцене Италию конца XIX века, то есть периода жизни автора Карло Коллоди. Костюмы также относятся к этой эпохе (дизайнер костюмов Изабель Деффен). 
        В опере 23 сцены, которые идут без перерыва, и шесть солистов интерпретируют 16 ролей. На сцене часто темно, так как темный занавес ограничивает сценическое пространство, свет направляется лишь на главного героя или героев, оставляя остальное пространство в сумерках. Автор световой партитуры, как и сценографии, Эрик Суае.


         Композитор и режиссер работали над оперой почти одновременно. Жоэль Помра писал либретто, а Филипп Босманс тут же сочинял музыку. Они вместе подыскивали нужные слова, обсуждали звучание фраз. Получилось интегральное сочинение.   Опера «Пиноккио», несмотря на многие мрачные моменты, получилась удивительно светлой, доброй и сентиментальной. Главный герой оперы – деревянная кукла Пиноккио, которую одинокий нищий вырезал из дерева. Он надеялся обрести компаньона, близкую душу, но новоявленное существо оказалось злым, упрямым, требовательным и главное – лживым. Безропотный отец отдает Пиноккио все, что у него было, а сын попадает в плохую компанию, не раз оказывается на грани смерти и не переставая лжет. Ничто не могло его отучить от вранья, даже угроза быть повешенным.  Образ Пиноккио, сама сказка привлекают публику, читателей и режиссеров своей многоплановостью. Это жестокая история полна оптимизма и черного юмора. Она столь разнообразна, что каждый может в ней найти то, что ему близко. Это караван, составленный из волшебных историй, наполненных поэзией и музыкой.
        Все солисты в спектакле франкоязычные, потому французский текст либретто звучал со сцены четко и естественно. Шесть солистов мастерски исполнили свои роли, с большим умением меняя характеры персонажей.


           Например, Стефан Дегу, прекрасный баритон, исполнил главную партию – Директора труппы, и после партии первого мошенника, второго убийцы и директора цирка.  Винсен Ле Тексье, бас-баритон появился на сцене в роли отца Пиноккио, позже превратившись в третьего убийцу и директора школы.  Меццо-сопрано Жюли Булиан выступила в труднейшей роли певицы кабаре, а позже- плохого ученика.  Тенор Ян Берон появился на сцене в роли второго мошенника, после – директора кабаре и торговца ослами. Лишь две солистки оставались наедине со своими партиями, это замечательное звучное сопрано Хлои Брио в роли Пиноккио и колоратурное сопрано Мари-Ев Мюнже в роли феи.
        В опере речь идет о деревянной кукле, которая мечтает стать настоящим мальчиком из крови и плоти. Но для этого ему нужно пройти через испытания. В сказке Карло Коллоди нашли отражения масонские идеи своего времени. Герой проходит через испытания огнем, водой и воздухом. Все как в «Волшебной флейте» Моцарта. Он превращается в осла, его грабят, обманывают, вешают, он попадает в тюрьму и наконец оказывается в утробе кита, где находит отца Джеппетто.


         Филипп Босманс сказал, что старался музыкальным языком рассказать о приключениях героя, и потому его музыка отличается большим разнообразием. Композитор особо подчеркнул одну особенность характера Пиноккио – его неспособность говорить правду. Как только герой лжет, его нос удлиняется. Ударные инструменты подчеркивают этот момент и панику героя.  Помимо небольшого (13 музыкантов) оркестра, трое музыкантов постоянно присутствуют на сцене. Скрипка, аккордеон и саксофон служат связью между оркестром и жизнью улицы, иллюстрируя события в сказке. Филипп Босманс хотел передать в своем произведении уличную жизнь Италии в XIX веке, когда музыканты ходили из деревни в деревню и играли. В опере их задачей является создать связь с музыкантами в оркестровой яме, то есть объединить внешнее и внутреннее пространство. В своем либретто Жоэль Помера создал интересный поэтический контраст между Директором труппы, который говорит литературным языком, и языком, на котором общаются плохие ученики, бандиты и убийцы.
         Музыка оперы «Пиноккио» характерна мелодичностью, доходчивостью, сюжетным пересказом содержания, комбинацией разнообразных музыкальных направлений, тут и музыкальная комедия, и шлягер, и музыка Балканского полуострова, цыганская, и романтическая музыка прошлого, и наконец музыкальный язык композитора, продолжающий традиции французской музыки начала ХХ века в стиле Дебюсси. Вокальные партии сложные, особенно трудная партия у Феи. Композитор часто использует сочетание длинных повествовательных мелодий, иногда переходящих в речитативы в партии Директора труппы и коротких мелодий в партиях остальных героев.

        « Пиноккио » –  второй удачный опыт сотрудничества режиссера  и композитора, их первый совместный опус, опера   » Au monde » (2014)  тоже  была представлена на сцене Ла Монне.

Crédit photo: Hofmann