2 декабря 2022 – 1 января 2023 – Palais Garnier
В репертуар Парижской Оперы входит легендарный Kontakthof Пины Бауш/Pina Bausch в исторической версии 1978 года. Это менее танцевальная пьеса, чем двa других опуса знаменитого немецкого хореографа танцтеатра, уже представленные в Парижской Опере, – «Весна священная» и «Орфей и Эвридика». Действие происходит в провинциальном танцзале, где под музыку популярных немецких танго и сентиментальных песенок 30-х, на грани китча, а также шлягеров Энрико Морриконе из фильмов Феллини, встречаются 13 женщин в вечерних платьях и 13 мужчин в элегантных костюмах, и придаются играм обольщения. Можно сказать, что этот по настоящему революционный для своей эпохи спектакль Пины как раз представлял собой полный разрыв с традицией условного балетного танца — отказ от литературного/мифологического сюжета в пользу сценок из современной жизни, классическим представлениям о балете как романтическом воплощении красоты тела, грации движений дерзко противопоставляются некрасивое и даже грубое, бесстыдное, внетанцевальные жесты; причем изъяны и слабости исполнителей не прячутся, а напротив, выставляются напоказ, так же, как и физические усилия. Спектакль Бауш был рассчитан на контакт, почти интимный, со зрителями. Излишне говорить, что огромная парадная сцена Дворца Гарнье такой контакт снимает по определению.
«Kontakthof/Контактхоф» – это место, где люди встречаются в поисках контакта. Показать себя, защитить себя. Своими Страхами. Пылкостью. Разочарованием. Отчаянием. Первым опытом. Первыми попытками. Нежность и все, что вырастает из нее – вот главное в этой работе. Ну и, конечно, цирк. Показать что-то очень личное и преодолеть себя», – цитирует Пину Бауш пресс-релиз Оперы. В череде сайнетов, комических, патетических, великолепно нежных или гротескных, между сентиментальными привязанностями и настоящей жестокостью, выставлены напоказ все фобии и психозы, вся ироничная двойственность отношений мужчин и женщин. Но главное, Пина Бауш сочиняла пьесу, исходя из индивидуальностей и личного опыта своих артистов. Харизма, личность, а не только техника, сколь бы совершенна она не была. Смысли поменялись, когда в 2000 она возобновила «Контактхоф» для группы 65+, в 2008 – для тинейджеров. Здесь же перед нами в мере техничные, в меру обаятельные исполнители (в основном кордебалет и несколько первых танцоров-танцовщиц), только вместо принцев и принцесс примерившие партии вот таких чудиков от Бауш. «Круговорот жизни» от Пины в исполнении балетной труппы Парижской Оперы зимой 2022 превратился в более менее виртуозный дивертисмент.
Репетиции, кстати, проходили в сопровождении троих участников исторического спектакля 78-го года, Anne Martin, Franko Schmidt et Julie Shanahan- Опера верно следовала формальному рисунку хореографии Бауш. Но не духу. Что остается ? Человеческая комедия и отношения между полами, где женщина частенько всего лишь объект вожделения, с азартом отыгранные балетной труппой (современные « митушницы » должны быть в шоке), великолепно-победные или лукаво-игривые проходы дам в туфельках на шпильках, о эти знаменитые шпильки танцовщиц Пины, они так идут балеринам!
Кстати, физические издевательства, вроде выкручивания рук, укусов и ударов, сбивающих с ног, которые «невинно» раздают друг другу дамы и кавалеры, отыгрываются очень артистично. Но все это не тянет на большой трехчасовой спектакль. Вопрос: зачем Парижская Опера взяла хореографическую пьесу Бауш. наименее отвечающую ее эстетике, так и остается открытым.
Мой коллега, французский балетный критик, немец Thomas Hahn сделал парадоксальное сближение между «Kontakthof» , одно из значений которого, как он утверждает, публичный дом, и легендарным Фойе Парижской Оперы, служившим в 19 веке таким «местом контакта « между богатыми буржуа и их балеринам.
Crédit photo:Julien Benhamou