16-27 мая 2023 – Festival de Cannes
Объявлен Пальмарес 76го Каннского фестиваля. Вопреки прогнозам, жюри под председательством Рубена Эстлунда присудило Золотую Пальмовую ветвь француженке Жюстин Трие/Justine Triet – «Анатомия падения» ее четвертый фильм, и вторая работа, которая участвует в главном конкурсе после Sybil (Соблазн), 2019. (Другие ее картины: Виктория»/Неделя Кинокритики, 2016, и « La Bataille de Solférino », 2013). Как эта минималистская, достаточно традиционная по стилю хроника распада семейных отношений могла получить Пальму? Когда рядом был такого мощного воздействия фильм, как «Зона интересов» Джонатана Глейзера, который и был фаворитом интернациональной критики – он получил вторую по значимости премию, Grand Prix? Или фестиваль, заявленный с самого начала как феминистский прорыв, должен был короновать режиссерку? Интрига осложняется тем, что в обеих картинах главную роль сыграла немецкая актриса Сандра Хюллер (она сразу ярко отметилась в Каннах после фильма «Тони Эрдманн» Марен Аде в 2016). Попробуем разобраться.
« Анатомия падения » начинается с преамбулы — в уединённое горное шале к писательнице Сандре приезжает студентка для интервью. Женщины мило общаются, девушка включает магнитофон, как вдруг с верхнего этажа начинает очень громко звучать музыка, будто специально для того, чтобы мешать. Звук воспринимается как акт насилия. интервью не состоится, студентка уезжает. Сандра в предельном раздражении поднимется наверх. Следующий кадр – мертвое тело на снегу, которое обнаруживает вовзращаюшийся с прогулки мальчик с собакой поводырем. Плоховидяший мальчик-сын Сандры и этого мужчины Итак, в завязке загадочная смерть -самоубийство, несчастный случай или убийство? И весь сюжет фильма строится как процесс, во время которого расследуются обстоятельства, чтобы либо обвинить, либо оправдать Сандру в предумышленном убийстве мужа, кстати, тоже писателя. Но неудавшегося. «Он хочет превратить расставание в произведение искусства», – говорили о бывшем муже Виктории, писателе, который сделал ее главной героиней своего романа в фильме Трие (2016) «Виктория». Сандра – автор романов с психологически запутанными убийствами, так что обвинение намекает, что произошедшее с ее мужем, Самюэлем, сильно напоминает ее сочинения, словно искусство предшествует реальности жизни. В «Виктории» тоже весь фильм идет судебный процесс, даже два, потому что главная героиня -адвокат. Но роднит их другое. В центре обеих работ Трие – новый тип фаллической Женщины. Сандра -яркая, самодостаточная, и рядом ее муж – слабак, несостоявшийся как креативная личность (роман,который он замышлял всю жизнь и так и не написал, зато она написала свой, используя его сюжет), снедаемый еще чувством вины (из за него сын попал в аварию и теперь почти не видит).
Героиня Сандры Хюллер (великолепно точная работа немецкой актрисы) — не жертва, как в конкурсной картине Валерии Донзелли/Valérie Donzelli «Любовь и леса», а сильная, уверенная в себе женщина. И даже тяжелый процесс, когда ей приходится обнажать все чудовищные грязные склоки из супружеской жизни перед сыном не заставляют ее представать жертвой, – Сандра всегда полна собственного достоинства. Процесс как стенограмма сцен из супружеской жизни, где все разладилось, все пошло накосяк. И разпутать этот запутанный клубок человеческих отношений не представляется возможным. Можно только приблизиться. Анатомия крушения любви, предела любви, (как в одноименной пьесе Паскаля Рамбера), распада любовных отношений в семейной паре, приводящий к кризису. Тут – к трагическому. Причем распадающимся отношениям соответствует фрагментарность рассказа и частое несовпадение звука и визуального ряда. Фильм Трие не дает однозначный ответ — отчего погиб Самуэль. Последним аргументом должно стать свидетельство сына, Даниэля, вольного и невольного свидетеля происходящего. Но его показания хаотичны и противоречивы, словно он сам не знает, что должно говорить.
Мальчик мучается не меньше взрослых, и если в финале Сандру оправдывают, то не потому что она невиновна -этого с точностью мы так ине узнаем, и Жюстин Трие снимает всякий намек на объективность : просто мальчик между отцом и матерью выбирает мать. Эмоциональный саудтрек, в основном фортепианная музыка- одна из составляющих особого стиля Трие, здесь это еще и внутренняя характеристика мальчика, виртуозно играющего на пианино.
Если честно, сюжет показался мне немного скучным, хотя нельзя не признать за Трие формального владения профессией. И великолепна двойственность развязки как констатация невозможность понять умом отношения любви-ненависти внутри семейной пары. Кстати, Сама Трие замужем за актером и сценаристом Артуром Харари/Arthur Harari, и « Анатомия… » – их второй совместный фильм после Sybil. Есть ли в разборках Самюэля и Сандры личный опыт Жюстин и Артура- вопрос открытый. Но главную неожиданность преподнёс монолог победительницы — получая Пальму, вместо обычных благодарений Жюстин Трие выступила с обвинительной речью против неолиберальной политики президента Макрона, который среди прочего ломает принцип особого статуса культуры во Франции, чем превращает ее в такой же товар, как любой другой.
Приз за лучшую режиссуру получил Чан Ань Хунг за «Passion de Dodin Bouffant»(Страсть Додена Буффана), о котором мы уже писали.
Последний фильм 86-летнего патриарха Кена Лоуча не получил ничего и это правильно, не давать же призы за былые заслуги. Потому что «Старый дуб» – очередная социальная фреска, какие любит английский мэтр, только здесь главными жертвами и героями становятся мигранты из Сирии, попавшие в английскую глухомань. Довольно предсказумый трафаретный сюжет с участием непрофессиональных актеров.
Ощущение исчерпанности, как ни странно, вызвала и картина Вима Вендерса/Wim Wenders « Прекрасные дни ». Но там был невероятный актер Кодзи Якусё /Koji Yakusho, вытянувший на себе всю медитативную историю об одиноком немолодом японце, работающим уборщиком туалетов в Токио, и совсем не чувствующего себя несчастным. Грязная по нашим понятиям работа ему не в тягость. Он делает ее, я бы сказала с такой же отдачей, как иной рисует картину или вкладывается в свой многомиллионный бизнес. В ритуале его жизни есть свои радости – коллекция кассет любимых рокеров 60-70 х ( название перекликается с хитом Лу Рида «Perfect Day), фотографии природы, которые он он снимает в обеденный перерыв, любимые книги, с которыми он засыпает каждый вечер в своей крошечной квартирке, наконец велосипед, на котором он каждое утро и каждый вечер возвращается через весь город домой. Полный меланхолии романс о способности находить прекрасное, поэзию в мелочах каждодневной жизни харизматичный Кодзи Якусё сыграл так пронзительно, что сразу и однозначно тянул на лучшую мужскую роль. Он ее и получил.
Лучшей актрисой стала Мэрвэ Диздар «О сухой траве» Нури Бильге Джейлана.
Приз жюри : «Мертвые листья» Аки Куросмаки/ d’Aki Kaurismäki.
Приз за лучший сценарий: «Монстр» Хирокадзу Корээда / Hirokazu Kore-eda
Crédit photo: Festival de Cannes