Клодель и немножко Голливуда: « Обмен » в театре Poche Montparnasse

С 10 сентября 2023Poche Montparnasse, Paris

В театре Poche Montparnasse Дидье Лонг/Didier Long поставил «Обмен», одну из самых играемых пьес Поля Клоделя, радикально приблизив ее к современности.  Символистская драма, написанная в 1894 во время первого пребывания в Америке, отразила впечатления Клоделя, поэта и дипломата, от новой цивилизации.  У Лонга новая цивилизация отражена опытом  киномифологии.

События происходят на океанском берегу в течение одних суток, с рассвета до заката солнца. Четырех персонажей драмы,- Луи Лена, юного бродягу, дикаря, в жилах которого течет индийская кровь, его верную супругу, француженку Марту, представляющую старую европейскую цивилизацию, актрису Лечи Эльбернон, вамп, олицетворяющую театр и анархистскую свободу, и и ее мужа, Томаса Поллока Нажуара, архетип американского дельца и романтика от бизнесмена, сам драматург называл квартетом.  У преуспевающего дельца Томаса Поллока есть все, но его притягивает духовная сила, которой обладает верная скромная Марта. И он рассчитывает выменять ее у вертопраха Луи, предлагая тому большую сумму денег. Обольстительная Лечи, в свою очередь, страстно влюбляется в Луи Лена. Но простой обмен душами, как обычным товаром («можно иметь все за свою цену», как думает Поллок), все более усложняется, сматываясь в невозможный клубок противоречий, вырваться из которых можно только через смерть.  Луи  Лен  будет убит по приказу Лечи, тогда как огонь, с ее легкой руки, уничтожит виллу Томаса Поллока и все его состояние Эта потеря всего материального в одночасье  делает  его свободным, и открывает возможность для союза с Мартой: в финале она впервые подает ему руку. В 1951, когда Жан-Луи Барро готовит постановку «Обмена», драматург, по своему обыкновению, пишет новый вариант драмы. Чрезмерный лиризм, длинные, по символистки усложненные для понимания, монологи Марты -идеальной жертвенной супруги, хранительница очага, Клоделю, прошедшему к этому времени длинный опыт реального театра и реальной опыт любви, казались чересчур литературными: он переписывает пьесу, сделав ее более сценичной и скажем, более прозаической, переставив в какой-то степени акценты: Марта – из жертвы, взываюшей к справедливости, становится женщиной сильного характера, а Луи Лен, напротив, приближается к фигуре проклятого поэта, он уходит, так и не притрагиваясь к деньгам Томаса Поллока. Это чистый бунт и чистый вызов. Дидье Лонг возьмет именно эту вторую версию пьесы, еще усилив ее современное звучание. Все четыре персонажа молоды и полны дерзкой энергии.

Маленькая, лишенная глубины сцена Карманного театра, как переводится дословно название Poche Montparnasse, не позволяет развернуть сложные декорации: меняющий окраску яркий тонов задник, с левой стороны сцены что-то вроде ширмы, задрапированной небрежно наброшенным куском материи — пространство Луи Лена. Посреди сцены качели — удачная метафора для Луи, не укорененного нигде. Луи- Франсуа Деблок/Francois Deblock. В его худеньком бродяге есть что-то от Рембо, от проклятого поэта, он весь -порыв и бегство от тяжести материального мира.  И нет такой силы, которая способна остановить его.  В  отношении к Марте- нежность и отчаяние. Луи Лен здесь, по сути, жертвует собой, чтобы освободить ее для лучшей доли. Марта -Полин Белль/Pauline Belle удивительно передает внутреннюю силу и непоколебимую веру  этой тихой и не очень красивой женщины, ту, которая отличает ее от окружающих, не находящих себе места в мире игры страстей и интересов, и так притягивает.  В спектакле Лонга -не условные персонажи символистской мистики, любовные сцены между Луи и Мартой, так же, как между ним и Лечи- по настоящему чувственные. Наверное, впервые, Томас Поллок не стар, Валлеран Денорманди/Wallerand Denormandie -это такой американский киногерой, обаятельный мачо, первопроходец Дикого Запада, нехороший парень, на которого снизошла меланхолия. Неотразимая красавица, «бабочка, предающаяся наслаждению мгновения», Лечи Матильд Биссон/Mathilde Bisson тоже приближена к киношному типу блондинки  « суперстар ». Почти Голливудская драма: аморальное опьянение анархистской свободой разрушения, страсть, чреватая предательством, неминуемость смерти. Сходство с  кино подчеркивается саундтреком, соединяющим эпизоды. Месть Лечи -непонятно кому и за что,-может быть, судьбе, так причудливо соединившую актрису с человеком, к искусству нечуствительным, (можно вспомнить другую клоделевскую героиню, пианистку от бога Сишель («Тяжелый хлеб»), которой богатый любовник запретил даже и прикасаться к роялю — та тоже в конце концов отомстит). И вот ведь, несмотря на все эти отклонения от канонического прочтения, квартет от Дидье Лонга, такой живой и завораживающий, клоделевскую поэзию чудесным образом сохраняет.

Crédit photo : Pascal Gely